О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И УКРАИНЕ

О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ И УКРАИНЕ

 

Лора Крофт писала: «Мы находимся в очень узком коридоре, с одной стороны которого звучат призывы к уничтожению "фашистов", с другой - "москалей". Люди, призывающие к убийствам и смерти, в сущности, ничем не отличаются друг от друга. И те, и другие таким образом избавляются от страха и ненависти». Меня тоже всегда беспокоил вопрос поляризации мнений, а в отношении событий на Украине – особенно. Однако считаю, что способ «избавиться от страха и ненависти», слишком простое объяснение этой поляризации. Скорее дело в том, что мы сами ищем ПРОСТЫЕ объяснения, основанные на сформировавшейся у нас внутренней норме, верим в них и уперто пытаемся навязать их другим. Мне лично, Лора, не стыдно ни за одну написанную мной фразу. Я понимаю сложность мира и не делю людей на «своих и чужих». Я всегда готов к диалогу для приближения к истине.

Нет ПРОСТЫХ объяснений тому, что происходит на Украине. Это проблема МНОГОФАКТОРНАЯ. И одним из факторов поляризации мнений является различное понимание людьми словосочетания «свобода личности». О нем я бы и хотел поговорить.

После развала СССР мы все опупели от ощущения свободы. Воспринята же она была в варианте свободы личности, где личность понималась просто как человек, индивид. Со всеми его достоинствами и недостатками. Отсюда приоритетом стала свобода покупать и продавать, растаскивая всё, что плохо лежит, врать, не стыдиться самых низменных позывов. Этому способствовали кукловоды, владеющие СМИ. В России постепенно происходит отрезвление, основанное на том, что безболезненно украсть у частного лица, собственника большинству граждан становиться всё сложнее и сложнее, а материальное благосостояние этих граждан всё лучше и лучше. Народ хочет стабильности в условиях четкого исполнения законов, т.е. необходимости ограничения свободы. Вот и приходим к старым формулировкам: «свобода – осознанная необходимость», а личность – «субъект социальных отношений и сознательной деятельности». С сознанием, как общественным, так и личным, особенно с самосознанием, пока есть проблемы. Однако тенденция роста самосознания населения налицо. Спасает то, что русская нация (со всеми её внутренними противоречиями), как сообщество разных национальностей, объединенных русским языком и русской культурой, состоялась уже давно.

Становление украинской нации на основе украинской национальности находится в зачаточной стадии. Помимо того, что на Украине практически живут по крайней мере три народа (галицийцы, центральные украинцы и русские), этому есть и исторические причины. Посмотрим на них с точки зрения понятия «свобода личности». Многие современные украинские историки, востребованные украинским олигархатом, через принадлежащие украинским олигархам СМИ ведут отсчет от Запорожской Сечи. При этом народная вечевая демократия, отражавшая свободу личности каждого из казаков, выражалась в следующем. Грабили крымские аулы. Объединившись с крымчаками разоряли Ржечь Посполитую. В составе польской армии ходили брать Москву. Союзы то с турками, то с «ляхами», то с «москалями» вовсе их не смущали: главное – личная свобода! Ещё одна личность, удостоившаяся красоваться на современной бумажке в 10 гривен – пан Мазепа. Сначала он был постельничим у польского короля, потом служил «москалям», в конце концов продал «москалей», переметнувшись к шведам. Ещё одна замечательная личность – Нестор Иванович Махно, «руководитель революционного и освободительного движения на  Украине».

Гуляй, Поле! Бей красных пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют! Я уже не говорю об одиозных «героях Украины» Бандере и Шухевиче. И все, как один, борцы за свободу народа! Личности!

И при наличии таких выдающихся личностей нация почему-то до сих пор не состоялась. До сих пор даже в Раде говорят на русском языке. Национальность «украинцы» есть, а единой нации нет. Почему? Да потому, что каждый сам себе пан! Свобода личности, блин! Потому, что шкурный интерес сидит в подсознании. Поэтому и хочется сидеть на двух стульях сразу: российском и европейском. Поэтому и Донбасс надо очистить от «ватников» и «колорадов». Там же сланцевый газ, а труба у нас уже есть: продадим газ в Европу. Неважно, что при добыче сланцевого газа на этой территории жить уже будет нельзя. Там же не свободные личности живут, а «ватники». Для них: «чемодан, вокзал, Россия!». А нет, так Порошенко-Тимошенко обещали, что их перестреляют по-быстрому. Или в шахты опять загонят.

Не получается, однако… И виной тут вовсе не Россия. Если власть Украины признает, что на Юго-Востоке она воюет с собственным народом, с применением бронетехники, тяжелой артиллерии, авиации, то сама себе подпишет явку с повинной в Гаагский трибунал. Государственная власть может воевать только с внешним агрессором. Кто может напасть на Украину на Юго-Востоке? Исключительно Россия. Следовательно, с точки зрения защиты своих интересов как власти, Киев действует абсолютно логично. Если победившие зачинщики Майдана скажут «Мы воюем с собственным народом», то в таком случае даже американцы не смогут их защитить. Это будет официальное признание в том, какие основные цели преследуют новые украинские власти. А вот если они защищаются от внешней агрессии, и если они ведут необъявленную войну с внешним агрессором, то тогда – да. Тогда их все действия оправданы. Поэтому они так и говорят, поэтому и вбивают через СМИ эту мысль. И по-другому они не скажут. Война и образ врага в лице России, с точки зрения новых киевских властей и их заокеанских «кураторов», замечательно отвлекает жителей Украины от многих насущных проблем. Проблем, связанных с тем, что государства-то, по большому счету, нет. Нет работающих государственных органов. Нет четкого плана действий в экономике. Почему?

Да потому, кроме всего прочего, что Украина потеряла за эти годы больше 6 миллионов (!) граждан. Граждан энергичных, образованных, умных, профессиональных. Многие из них уехали обеспечивать свою «личную свободу» в страны «золотого миллиарда». И большинство из них – русскоязычные. Теперь они работают на благо процветания стран «золотого миллиарда»: Израиля, США, Германии, Италии и пр. И… России, той         самой, «страдающей имперскими амбициями» России. А в Европе и США, как известно, с законами шутить опасно, приходится этим бывшим гражданам Украины, русским украинцам, русским евреям, русским русским привыкать к пониманию свободы как к «осознанной необходимости». Да, собственно, и привыкать нечего: они воспитывались в русской культуре.

Я не злорадствую. Я пишу это с горечью. С той горечью, с какой киевлянин М.Булгаков писал «Белую гвардию». Перечитайте! История повторяется…