В частном детском саду Иркутска малышей поили психотропными препаратами

На модерации Отложенный

В Иркутске выясняют обстоятельства смерти маленькой девочки. Она скончалась после ужина в детском саду, который работал без лицензии. Как установила экспертиза, от отравления синтетическими наркотиками. В больницу с тем же диагнозом попали ещё пятеро малышей. Детсад располагался в обычной квартире. О его существовании местные власти и контролирующие органы узнали только после трагедии.

Интервью Светлане дается с трудом. Меньше месяца назад женщине позвонили из частного детского сада — во время дневного сна внезапно умерла ее полуторагодовалая дочь.

"У 6 детей из 8, которые мы госпитализировали, в анализах мочи были обнаружены интоксиканты. У трех человек были обнаружены следы синтетического наркотического средства", - сообщила заместитель главврача Детской клинической больницы г. Иркутска Татьяна Бельков.

Частный детский сад, куда Светлана водила дочку, — нелегальный, не имеет лицензии, нигде не зарегистрирован. Он находился прямо в квартире панельного дома, на 2 этаже. Воспитатель, она же по совместительству директор, нянечка, повар, и она же хозяйка квартиры, свой садик называла домашним.

Кухня, где кормили детей. Сотрудники Роспотребнадзора берут пробы на санитарно-химические и токсикологические исследования. Все остальное остается за кадром.

"Полы, стены, потолки с дефектами покрытия, грязные. Диваны, на которых, предположительно, спали дети по двое-трое, продавлены. Различные лекарственные средства, баночки на всех столах", - говорит руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин.

"Мы просто хотели брать ипотеку, пришлось выйти на работу. Этот сад нашли через Интернет, все остальные сады дорогие", - рассказывает Светлана Гусельникова.

Решила, что экономит, и отдала годовалого сына в подобный частный домашний детский садик и Екатерина из Москвы.

"Ребенка забирала грязного, в грязной коляске. Мы проезжали мимо палаток продуктовых, ребенок бросался на эти палатки", - рассказывает Екатерина Захарова.

А еще позже девушка увидела в сети Интернет фотографии своего сына. Их выложила сама воспитательница. Трое малышей спят вповалку на одном диване, среди салфеток и бутылочек, без одеял и подушек. Ирина утверждает, кофточка, которая надета на ее сына, — уличная, ребенка никто не переодел, хотя она оставляла сменный комплект.

"Если вы отдаете своего ребенка, условно говоря, в детский сад, у которого нет лицензии на право занятия образовательной деятельностью, то вы должны понимать, что у человека, который будет осуществлять уход и присмотр за вашими детьми, нет педагогического образования, и система  образования в целом никак не может контролировать", - говорит директор Департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева.

Не может контролировать ни Рособр, ни Роспотребнадзор. Ни один проверяющий орган просто не "видит" такой садик в своей системе. По закону. владельцы домашних садов должны как минимум зарегистрироваться в налоговой, как группы по присмотру и уходу за детьми.

"Не в каждой квартире возможен детский сад. Необходимо, чтобы при таком жилом доме был определенный земельный участок, на него должны быть документы", - говорит адвокат Олег Сухов.

Мария, многодетная мама с педагогическим образованием, требования СанПиНов расскажет даже если разбудишь ночью: о положенных 2-х метрах игровой зоны на ребенка, о необходимой температуре воздуха в 21-24 градуса, об индивидуальном или подписанном постельном белье, заблокированных шкафчиках и дополнительной комнате для изоляции малышей во время болезни. В ее трехкомнатной квартире пятеро детей. У всех по росту мебель. На кухне учтена каждая мелочь. Официально девушка работает воспитателем в ближайшем детском саду, а дома филиал - семейная группа.

"Они могут пользоваться теми ресурсами, которые есть в учреждении, а именно - физкультурный зал, музыкальный зал, участок для организации прогулки", - говорит замначальника управления общего и дошкольного образования Департамента образования Москвы Мария Цапенко.

Таких групп в нашей стране около 4-х тысяч, в них воспитываются более 19 тысяч детей. Семейные группы находятся под постоянным контролем департамента образования, служб финансового контроля и естественно Роспотребнадзора. При этом большинство из них — при государственных школах, а значит, что попасть туда можно совершенно бесплатно, просто обратившись в окружную информационную поддержку, региональный комитет образования или в ближайший детский сад.

Решившись отдать ребенка в семейную группу, требуйте документы, подтверждающие, что сад работает легально. Но и договор читайте внимательно - он тоже может оказаться фиктивным. Как это выяснилось, например, и при проверке домашнего детского сада, куда Екатерина водила маленького Егора. Съемочная группа пришла туда под видом родителей, желающих пристроить ребенка.

Тесная однокомнатная квартира, заставленная старой мебелью, на полу грязь. При этом хозяйка садика утверждает, все легально и даже выдает договор. Хозяйка детского садика называет здесь себя индивидуальным предпринимателем, хотя никаких реквизитов не предоставляет. В налоговой службе выяснилось, что девушка нигде не числится. Образовательной лицензии у нее, конечно, тоже нет, хотя написано, что она оказывает такую услугу. Зато отдельной строкой прописана стоимость — 25 тысяч рублей в месяц, плюс обязательный вступительный взнос - еще 10 тысяч.

Незаконная предпринимательская деятельность — за это может грозить реальный тюремный срок. Хотя на практике о таких садах узнают только когда там что-то случается. Так, может быть, стоит серьезней задуматься о том, куда и кому вы отдаете своего ребенка. Тем более, чаще всего получается, что никакой экономии здесь нет.