Дэн - Сяопины в истории России

В 1950-х Великий Кормчий задумал вывести Китай вперёд с помощью "скачков", куда был впряжён весь народ. В каждой деревне должны были строить доменные печи и плавить чугун. Народ уничтожал воробьёв, как пожирателей зерна ( воробьи выкармливают птенцов насекомыми,но Мао вряд ли это  знал). Менее известно, что на Лёссовом плато приказано было строить массу прудов, чтобы преодолеть "Четыре не хватает":  воды, кормов, удобрений, топлива. Известный географ Д.Л. Арманд утверждал, что начинать надо было с подавления эрозии и только заканчивать прудами; наверное, китайцы тоже об этом знали. Но воля Мао была много сильнее. Пруды построили, б.ч. их была занесена эродированным материалом,часть плотин снесло паводками.

Как я понимаю,   "простые решения"  правящего Мастодонта  вызывали у образованной верхушки желание оттеснить его от власти. Мао ответил на это развязыванием Террора снизу, когда решительные хунвэйбины проламывали "пёсьи головы" несогласным с Мао или подозреваемым в несогласии. Уцелевших посылали  перевоспитываться на свинофермы. Дэн Сяопина приютил у себя командующий каким-то южным округом. (Похоже на то, как в 1940-х генетика Дубинина уберегли от гнева Лысеновского окружения неприкасаемые в СССР физики- атомщики).

  Когда Мао не стало, его наследников из "Банды четырёх" арестовали, и Дэн вышел из подполья. Он говорил,  что Кошка должна ловить Мышей, а какого она цвета - не важно.Фактически он утверждал, что нет принципиальной разницы между так наз. Капитализмом и так наз. Социализмом, и в этом (как я понимаю) - его величайшая заслуга перед сотнями миллионов людей во всём мире,  одурманенных Марксистской (или псевдо-марксистской) картиной Истории.  Здесь он пошёл на разрыв со Сталинско-Хрущёвской традицией, согласно которой к каждому огурцу следует подойти с той точки зрения, произведен он в колхозе или в частном хозяйстве : "потому что для нас это принципиально важно".

Дэн занял невидимую должность Советника при Правительстве Китая , и много в ней преуспел.

Его история уникальна в смысле достигнутых рез-тов, но не в смысле занимаемой им позиции. "Посторонние влиятели" на правительство были (видимо) всегда, в т.ч. в России.

    Пушкин занялся историей Пугачёвского бунта не как писатель,  а как государственный деятель: он хотел вскрыть слабости гос-ва, которые позволили Пугачёву потрясти империю. Недаром Пушкин получил на свой проект благословение (и деньги?) от Николая 1. Менее известно, что Пушкин составил для Николая Записку о реформе образования (дворянства). Могу предположить, что на роль Советника и Подсказчика в гос. делах Пушкина  подтолкнуло летописное известие о Мудром старце- волхве, который предсказал гибель князю Олегу. Его "Песнь о Вещем Олеге" больше походит не на прославление Олега, а на желание поучить  сильных мира сего не презирать Сторонних Мудрецов, даже если они носят рубище.  Один из вариантов таких лиц -  Юродивый в  драме "Борис Годунов".

  При молодом Петре роль его наставника выполнял Франц Лефорт. Забытый биограф Петра И.И. Голиков воспроизводит   речь Лефорта, обращённую к 17-летнему Петру, ставшему царём.  В этой речи Лефорт фактически даёт программу гос. деятельности для Петра.

    Историки "плохо видят" современника Пушкина Сперанского, давшего России Свод законов, с помощью которых он надеялся (как я понимаю) цивилизовать Россию. С другой стороны, Н. М. Карамзин   надеялся направить Власть  в нужном направлении с помощью написанной им Истории, к которой он добавил "Записку о новой и старой России". Для Александра 111  консервативным наставником был Победоносцев. При Николае 11 наставники в  лице С.Ю. Витте и П.А. Столыпине занимали премьерские посты, но в тогдашней России был свой ЦК, в виде Двора, и оба наставника преуспели в своей деятельности только частично.

При Сталине на роль Серого кардинала претендовал Карл Радек (плохо кончил), а в Хрущёвско-Брежневские времена им был Михаил Суслов.