В/Ч 10003 выходит на внешний рынок?

В/Ч 10003 ВЫХОДИТ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК?
Спасут ли Саддама от порчи наши военные экстрасенсы
       
   Наша справка:
       САВИН Алексей Юрьевич — выпускник берегового факультета Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова (Севастополь). Работал в «военной приемке» (госприемка Минобороны следила за качеством продукции для армии), затем — в Управлении начальника вооружений. Когда серьезно заболел близкий ему человек, разочаровался в традиционной медицине, стал инт
    ересоваться нетрадиционными направлениями. Был замечен начальником Генштаба Моисеевым. Савина характеризовали как виртуоза чиновничьей интриги. Коллеги рассказывали, что, подписывая у пожилых генералов нужные бумаги уже в должности начальника в/ч 10003, он мог невзначай упомянуть о потустороннем, и некоторые, представляя мистическую тематику его подразделения, пугались и безропотно ставили свою подпись...

       
       
После того как американцы обвинили Россию в поставках запрещенного оборудования в Ирак, уверяя, что оно создает большие помехи и мешает высокоточному оружию попадать в цель, а главное, после того как Минобороны и Министерство иностранных дел РФ решительно отмежевались от этих поставок, мы вспомнили одну любопытную историю. Нам хорошо знакомы обвиняемая американцами российская фирма «Авиаконверсия» и ее глава Олег Антонов. Именно он имел непосредственное отношение к лаборатории Минобороны РФ, зашифрованной под военную часть 10003, которой руководил генерал-майор Алексей Савин...
       Мы рассматривали деятельность этой лаборатории еще в 1998—1999 годах в серии публикаций «Вооруженные нечистые силы» («Новая газета» № 42, 45, 47 за 1998 г., № 2, 17 за 1999-й). Еще тогда по поводу ее деятельности у нас возникла масса вопросов к нашим военным, ученым и политикам. Что-то прояснилось, что-то так и осталось тайной. Но теперь, после того как разразился международный скандал, можно наконец объяснить, почему вдруг на Россию посыпались столь серьезные обвинения и почему наши официальные лица так неуверенно и вяло от них отбиваются.
       
       Как это зародилось
       Некоторые отечественные фирмы, создающие то, что можно использовать в военных целях, как и главная героиня нынешнего американо-российского скандала — фирма «Авиаконверсия», — возникли и развивались отчасти по милости военной части 10003, где серьезные исследования легко уживались с полным и почти клиническим бредом.
       Появилась эта закрытая лаборатория в конце восьмидесятых, когда начальником Генштаба Вооруженных сил СССР был Михаил Моисеев, ранее — командующий Дальневосточным военным округом и большой любитель так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО).
       Заставив военную разведку (ГРУ) написать аналитическую записку о том, как изучают непознанное и потустороннее на Западе, Моисеев создал специальную лабораторию, оформленную как воинская часть 10003, где и принялись по мере сил исследовать необъяснимое.
       Начальником части назначили Алексея Савина — тогда полковника.
       Его подчиненные курировали разные направления — от технических до философских и медицинских, часто ездили в командировки и собирали сторонников нетрадиционного по всей стране. Вокруг них постоянно крутились экстрасенсы, ясновидцы, колдуны, медиумы, безумные изобретатели со своими открытиями и прочая публика.
       А одним из приглашенных экспертов, оценивающих «изобретения» в лаборатории Савина, был как раз тот самый Олег Евгеньевич Антонов — нынешний глава фирмы «Авиаконверсия», которая сейчас находится в самом центре мирового скандала.
       
       Откуда появилась «Авиаконверсия»?
       Фирма Антонова — не посторонняя для в/ч 10003. После того как в 1998 году мы провели первое расследование более чем странной деятельности военной лаборатории, оправдывать ее пришел именно Олег Антонов — директор «Авиаконверсии». Его материал вышел в «Новой газете» (№ 47 за 1998 г.), и в нем он открыто говорил, что принимал участие в работе в/ч и развивал направление излучателей.
       «Тогда финансирование работ по созданию новых видов вооружения выдыхалось, и спасение видели в открытии новых путей противостояния потенциальному противнику: оружие, основанное на еще не открытых законах физики, мобилизация резервных возможностей человека...» — писал нам Антонов.
       Сообщил он также о том, что, работая в в/ч, отсеял массу бреда сумасшедших изобретателей, и в результате из крупиц здравых мыслей удалось создать такие «приборчики», которые своим излучением влияют на погоду, осаждают туман, повышают урожайность картофеля и заживляют раны, а за ними маячит климатическое и нейрофизиологическое оружие...
       Мы и теперь относимся к этому достаточно скептически, поскольку за панацеей обычно маячит не супероружие, а шарлатаны, к тому же никаких официальных государственных экспертиз на уровне Российской академии наук или ее ведущих институтов по этому поводу не было и нет, а так называемые экстрасенсы, на которых ссылался Антонов, говоря о проверке подобных генераторов, — мягко выражаясь, несерьезный аргумент.
       Тем не менее, по рассказам Антонова, генераторы испытывали на людях в госпиталях Минобороны РФ...
       А деньги на все изыскания в/ч шли из военного бюджета, причем деньги немалые.
     
       О роли государственных денег и бизнеса
       Антонов и его фирма для армейской лаборатории, зашифрованной под в/ч 10003, — не чужие, как не чужие для нее многие другие коммерческие и некоммерческие структуры. Правда, они пока ни в каком международном скандале не фигурируют, но кто знает, что произойдет через год?
       В группе Савина было несколько специалистов, которые курировали разные направления (как мы уже говорили — от философии до медицины). Затем у в/ч появились дочерние структуры. На базе Военного университета Минобороны создали колледж информационных технологий (на дверях была табличка «Лаборатория Генштаба») и отдельно — Институт проблем естествознания, у которого был договор с в/ч на использование финансов Минобороны РФ.


       Этот институт, в свою очередь, заключал договора с другими коммерческими организациями, которых под крылом в/ч возникло великое множество (в лучшие времена сотрудники лаборатории учреждали их чуть ли не по нескольку штук в день). А учрежденные таким образом фирмы, со своей стороны, работали с разного рода учеными и сторонниками нетрадиционного. Сверху ставили задачи и платили деньги, снизу шли идеи и разработки.
       Коммерческие структуры, которые зародились таким образом, делились на закрытые (почти всегда находились в тени), открытые, которые работали внутри страны, и те, что контактировали с другими странами и зарубежными организациями.
       Позволяет ли такая схема продать что-нибудь в тот же злополучный Ирак? Разумеется, причем формально исключительно по частным каналам, без участия военного ведомства...
       Казалось бы, вот повод для американцев обвинять Россию во всех смертных грехах. Но беда в том, что схема эта создавалась в таком экзотическом виде вовсе не для поддержки иностранных диктаторов, и, судя по всему, она является большой тайной даже для российских руководителей. Никто ее толком не проверял и особо не контролировал. Почему? Да потому, что в ней начиная с девяностых годов крутились немалые деньги. И за некоторые липовые исследования, особенно в какой-нибудь мистической, оккультной или экстрасенсорной области, их было очень удобно получать...
       В 1990-м только на философское направление в/ч 10003 из бюджета Минобороны поступило порядка 5 млн рублей (по курсу «черного рынка» — больше 400 тыс. долларов), сумма по тем временам гигантская. А при Госкомитете СССР по науке и технологиям при непосредственном участии в/ч 10003 создали некое МНТЦ «Вент», где занимались нетрадиционным, особенно налегая на несуществующие в природе «торсионные» поля. Только по линии Минобороны стоимость «исследовательских» проектов составила 23 млн рублей (примерно 4 млн 600 тыс. долларов)... Сейчас, как утверждают наши источники, денежный поток значительно сократился, но не иссяк.
       Надо ли говорить, что такие операции требуют определенной секретности. Об Ираке и перспективе неких тайных поставок тут вообще никто не думал. Не тот уровень. Заботились в первую очередь о своем кармане.
       
       Военная тайна
       Согласитесь, после всего этого утверждать, что «Авиаконверсия» и ее руководитель не имеют совершенно никакого отношения к нашим военным, — значит противоречить тому, что видишь. И никакой тайны мы не выдаем, а лишь пытаемся показать те глупость, хаос и сугубо личные интересы, которые довели наше государство до международного скандала.
       Еще раз подчеркнем: самое удивительное в том, что у России не было злого умысла, никто здесь не хотел в пику США сотрудничать с Саддамом. Просто наши чиновники, как всегда, из-за своей недальновидности и узкокорпоративных интересов вляпались в историю. И вот почему это случилось.
       Первые лица государства, убей бог, не знают, что происходит в нашей околовоенной да и самой обычной науке. Российская академия наук (РАН), Минпромнауки и другие «профильные» ведомства занимаются чем угодно, только не фиксированием и мониторингом современных исследований. Они идут сами по себе. И, разумеется, в этой мутной воде многие делают неплохой бизнес. Не исключено, впрочем, что в этой неконтролируемой массе появится гений, который создаст такое, что мало никому не покажется, только наши лидеры, похоже, узнают об этом в последнюю очередь.
       В связи с нынешним международным скандалом, который, по заявлению президента Путина, может испортить российско-американские отношения, возникает один любопытный вопрос. Кто даст гарантию, что глава российской фирмы «Авиаконверсия» Антонов говорит чистую правду насчет своих изобретений: что они действительно способны помешать американским ракетам попадать в иракские цели? Ведь именно этот человек совсем недавно на полном серьезе рассказывал нам о достижениях колдунов, ясновидцев и экстрасенсов, которые проверяли излучатели военной лаборатории.
       Не получилось ли так, что американцам просто выгодно обвинять доселе в мире неизвестную российскую «Авиаконверсию» в своих неудачах? Саддам Хусейн если и покупал, то приобрел у нас какую-нибудь ересь, а фирма просто рада неожиданной глобальной рекламе, хотя ее изобретения ровным счетом ничего не значат, ведь авторитетных экспертиз не было? Нынешняя ситуация выгодна американцам, очень выгодна фирме, а отдувается российский МИД, то есть государство.
       В этой связи вспоминается комичная история. Один разведчик вспоминал, как еще во времена Горбачева мы договорились с Западом о сокращении танков. По документам танков в СССР было столько-то (до сих пор ведь цифра секретна), а в природе — намного больше, поскольку наши умные военные обзавелись ими на всякий случай про запас и ни в каких важных бумагах этого не зафиксировали. Дальше цитирую эксперта:
       — Когда уничтожили положенное количество, взглянули на то, что осталось, и обомлели: на днях приезжают международные наблюдатели, а танков столько, что даже на глаз — это верный срыв международных договоренностей и мировой скандал.
       В итоге лишние танки за считаные дни вывезли в степи (в районе границы с Казахстаном), где они рядами ржавеют до сих пор. На этот «самовывоз» бросили всю мыслимую технику и железнодорожные составы, что, к слову, здорово сказалось на тогдашнем российском урожае. Одна из причин того, почему он сгнил, банальна — возить было не на чем.
       С тех пор прошло больше десяти лет. А ведь ничего не изменилось. И если грянет очередной международный скандал, то не потому, что мы действительно что-то задумали, но прокололись, а потому, что наши первые лица по-прежнему не знают, что творится в дебрях подчиненного им государства.
       
       P.S. Руководитель фирмы «Авиаконверсия» Олег АНТОНОВ заявил, что разработки генератора помех и его фирма не имели никакого отношения к в/ч 10003:
       — Когда на свои деньги был создан этот передатчик, я принес его в Управление Генштаба по радиоэлектронной борьбе. Полковники стали топать ногами и грозно спрашивать, зачем я это сделал и кто мне это заказал... Я ждал любой реакции, только не этой. Выяснилось, что они к тому времени уже прикормили одну фирму, выделили ей деньги на двухгодичные исследования, чтобы получать так называемый откат черным налом лично для себя, и планировали выделять средства еще пять лет, понятно, с какой целью... Но появление уже готового генератора испортило им всю «малину».
       
       Роман ШЛЕЙНОВ
       
31.03.2003