200 лет на нет

На модерации Отложенный

«Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей», - любил повторять легендарный американский президент Авраам Линкольн. У российских руководителей всё с точностью до наоборот: своих друзей они превращают во врагов, хотя никакой выгоды это им не приносит.


В том, что украинцы и россияне, волей судьбы и кремлёвских «стратегов», стали сегодня врагами, не сомневается, кажется, уже никто. В онлайне и оффлайне сейчас выясняют другое - на какое именно время они ими стали.

Кто-то утверждает, что всё не так плохо, что память у людей короткая, и что уже через год - ну, максимум через три - после последнего выстрела на востоке Украины москвичи, как ни в чём не бывало, будут потягивать пиво в кафе на Крещатике и события трёхлетней давности вспоминать, словно страшный сон. Кто-то возражает, что этого не будет и через полвека.

Российский тележурналист и публицист, ведущий некогда культовой программы «600 секунд» Александр Невзоров в интервью украинскому порталу Liga.net предположил, что «на восстановление отношений Украины и России может понадобиться пара сотен лет». Не знаю как вам, а мне этот прогноз кажется наиболее правдоподобным.

Война на востоке Украины уже унесла тысячи жизней, и неизвестно, сколько ещё унесёт. Конечно, рано или поздно кончится и она. На земле. Но не в сердцах украинцев.

Даже если по прошествии времени боль уляжется, всё равно останутся воспоминания, останутся книги, останутся фото и видеосвидетельства. Киев и в былые времена конфликтовал с Москвой, но фактология этих конфликтов сохранялась лишь в ветхих летописях да в памяти народной, становясь со временем преданьем старины глубокой. XXI век с его технологиями позволит сохранить всё детали сегодняшней войны во всех их кошмарных подробностях.

Все украинские учебники истории будут делать теперь акцент именно на эту войну. Именно она войдёт в сознание украинцев с той остротой, с какой полвека назад вошла в сознание жителей СССР война 1941-45 гг.

И дети сегодняшних детей будут учить параграфы про российские «Грады» и «гумконвои», «путинских туристов» и «зелёных человечков», «парад пленных» и «случайно-десантные войска», про ушаты лжи, выливаемые на Украину, и гекатомбы ненависти, воздвигаемые российской пропагандой - так же, как мы с вами, не нюхавшие пороха Второй мировой, учили в своё время про «22 июня, ровно в 4 часа».



И улицы украинских городов и сёл будут названы именами героев этой войны.

И главный День победы будет теперь отмечаться в Украине не 9 мая, а в ту дату, когда закончится эта необъявленная, но явная война. Возможно, это будет день, когда, наконец, водрузят жовто-блакитний флаг над донецкой ОГА. Возможно, какой-то другой. Сейчас этот день от нас далёк, но он непременно настанет - и именно он станет для Украины новым Днём Победы...





Оптимисты, делающие ставки на скорое восстановление дружеских отношений между Украиной и Россией, кивают на Германию: вот, мол, какую войну против народов Европы развязала она в ХХ веке, а народы эти сегодня относится к ней вполне дружелюбно. Так-то оно так, да только зачинщики той войны были сурово осуждены и наказаны, а сама Германия искренне покаялась перед пострадавшими народами.

В России антиукраинская истерия с каждым днём лишь набирает обороты, и к покаянию дело пока не идёт даже в планах. Что ещё больше усугубляет пропасть между двумя некогда дружественными - слово «братскими» уже рука не поднимается написать - державами.

Есть только один расклад, при котором сбудутся прогнозы оптимистов: если в Кремле к власти придут люди, которые стряхнут со своих извилин сон разума, породивший шовинистических чудовищ, и найдут мужество признать, что развязанная против Украины война была чудовищным преступлением. Люди, которые от имени России - и вместе с Россией - искренне покаются перед своей многострадальной соседкой. Но разве когда-нибудь к власти в Кремле приходили такие люди?

Тот же Невзоров, рассуждая о сотнях лет предстоящей вражды между Киевом и Москвой, оговорился, что вражды этой можно избежать, если российское руководство в ближайшее время примет «нетривиальное и единственно верное решение совместно с силами АТО Украины разбить террористов Донбасса». Мысль верная, но способно ли её переварить российское руководство?

Россия потеряла Украину как элемент империи, но ещё не поздно сохранить её в качестве, пусть не братского, пусть не дружественного, пусть даже не самого лояльного, но хотя бы нейтрального соседа. В противном случае 200-летней вражды и, правда, избежать не удастся. Но заботит ли это кого-нибудь в самой России?