Радищев Александр Николаевич
| Александр Радищев |
 |
| Дата рождения: |
20 (31) августа 1749
|
| |
|
| Дата смерти: |
12 (24) сентября 1802
|
Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.
С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.
В 1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить".
По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А. Рубановской.
В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).
В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.
В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".
В 1784 в Петербурге было создано "Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897.
С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.
Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.
В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.
Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.
Комментарии
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел;
О вольность, вольность, дар бесценный!
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Исполни сердце твоим жаром,
В нем сильных мышц твоих ударом
В свет рабства тьму перетвори,
Да Брут и Телль еще проснутся,
Седяй во власти, да смятутся
От гласа твоего цари.
Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь,
На громном троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь.
Живот и смерть в руке имея:
«По воле,--рек,-- щажу злодея,
Я властию могу дарить;
Где я смеюсь, там все смеется;
Нахмурюсь грозно, все смятется.
Живешь тогда, велю коль жить.» (…)
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает;
В различных видах смерть летает,
Над гордою главой паря.
Ликуйте, склепанны народы;
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
И ночи се завесу лживой
Со треском мощно разодрав,
Кичливой власти и строптивой
Огромный истукан поправ,
Сковав сторучна исполина,
Влечет его, как гражданина,
К престолу, где народ воссел:
«Преступник власти, мною данной!
Вещай, злодей, мною венчанный;
Против меня восстать как смел?
Равенство в обществе блюсти,
Вдовицу презирать и сиру,
От бед невинность чтоб спасти,
Отцом ей быть чадолюбивым;
Но мстителем непримиримым
Пороку, лже и клевете;
Заслуги честью награждати,
Устройством зло предупреждати,
Хранити нравы в чистоте.
Но ты, забыв мне клятву данну,
Забыв, что я избрал тебя
Себе в утеху быть венчанну,
Возмнил, что ты господь, не я;
Мечом мои расторг уставы,
Безгласными поверг все правы,
Стыдиться истине велел,
Расчистил мерзостям дорогу,
Взывать стал не ко мне, но к Богу,
А мной гнушаться восхотел!»
Престол чугунный разрушает,
Самсон как древле сотрясает
Исполненный коварств чертог.
Законом строит твердь природы.
Велик, велик ты, дух свободы,
Зиждителен, как сам есть Бог!
Тонкое и эмоциональное восприятие не позволило ему остаться в жизни.
Такие люди очень ранимы, - для них очень важна поддержка других людей, - как и для всех нас и во все времена.
Будем сильными и не позволим обстоятельствам быть выше нас.
Но до конца писал всей дрожью жилок:
В России гениальность – вот гарант
Для унижений, казней и для ссылок. (с)
(с)
(с)