Вся история национальных выборов после развала СССР связана со скандалами, судебными исками, протестными выступлениями. Набор претензий хорошо знаком - вброс бюллетеней, переписывание протоколов, подмена избирательных урн. Короче, фальсификация результатов голосования. Однако мастера черных выборных технологий нередко обходятся и без помощи организаторов выборов. Например, прибегая к так называемой «карусели», довольно простой, но весьма эффективной схеме голосования с помощью подкупа избирателей. В этом случае, чтобы избежать обмана, «народному волеизъявителю» дается бюллетень с уже проставленной галочкой против фамилии нужного кандидата. Помеченный бюллетень подкупленный избиратель опускает в урну, а чистый, полученный за столом членов избирательной комиссии, отдает организаторам «карусели», после чего получает вознаграждение. Таким образом процедура противоправного голосования повторяется многократно до последнего члена подпольного электората. Ни для кого не секрет, что большие деньги позволяют покупать голоса избирателей. Стоимость одного голоса оценивается в зависимости от уровня выборов – муниципальные, региональные, федеральные – и финансовых возможностей кандидата или его спонсоров. Специалисты преступных выборных технологий заранее подсчитывают, сколько голосов необходимо набрать кандидату для уверенной победы. Далее за дело берутся бригадиры, которые вербуют желающих заработать на участии в «карусели», для отчета перед заказчиками составляются списки. И в день выборов вся преступная электоральная группа осуществляет «народное волеизъявление». Правда, случаются и накладки, когда в ходе голосования вдруг выясняется, что один из соперников неожиданно вырвался в лидеры и запланированных голосов может не хватить для победы. Тогда бригадирам приходится собирать недостающий электорат по подвалам, чердакам, подземным переходам, дворам многоквартирных домов. Многие, наверняка, наблюдали, как в день выборов к избирательным участкам подкатывают автобусы, набитые людьми, среди которых по большей части - нищие, бомжи, пьяницы, инвалиды, малоимущие пенсионеры – лишь бы имелись паспорта и постоянная регистрация. Так довольно нехитрым способом выборы выигрываются еще до их начала.
«Карусель» очень удобно использовать в муниципальных выборах, особенно в городскую думу, где достаточно набрать несколько сотен голосов для победы - и вы уже народный избранник! И не обязательно таким кандидатам по несколько раз в день выступать перед трудовыми коллективами и жителями спальных районов, рассказывать о своей предвыборной программе и биографии, отвечать на острые вопросы. Зато они щедро разоряются на лицемерную, не бескорыстную материальную помощь в виде продуктовых наборов в обмен на голоса избирателей. Помощь, которую охотно принимают малоимущие пенсионеры, не редко рассуждая по принципу: с паршивой овцы –хоть клок шерсти. Остается только восхищаться кандидатами, которым удается выигрывать у таких соперников, не прибегая к черным выборным и пиар- технологиям. Однако на общегосударственных федеральных, региональных выборах при большом электоральном разрыве «карусели» не спасают. Прокатить десятки тысяч избирателей на «выборной карусели» физически невозможно. Тогда в ход пускаются другие способы - прямой вброс, переписывание протоколов. Для беспроигрышного варианта раньше использовались два комплекта бюллетеней. Представьте себе карточную игру с противником, который играет против вас двумя колодами карт, да еще краплеными. Несмотря на очевидную фальсификацию, добиться отмены результатов выборов почти невозможно. Пока суд да дело, шумиха в печати, протестный шквал в интернете, победивший кандидат уже распределяет должности, набирает команду, налаживает связи, становится непотопляемым.
Таким нехитрым способом во власть пролезают не просто недостойные люди, а потенциальные преступники. Правда, необходимо признать, что обманывать электорат с каждыми последующими выборами становится все труднее. Подсчеты проходят при наблюдателях от различных партий, избирательные бюллетени помечаются специальными кодами и т. д. Однако природная смекалка и большие деньги позволяют обойти все препятствия.
Выборы в России сродни празднику. У людей появляется приподнятое, можно сказать, ярмарочное настроение. Только покупают на этой ярмарке тщеславия не товары, а голоса. Народ в данном случае выглядит в роли невесты, к которой приходят сваты и женихи, подносят скромные дары и обещают счастливую жизнь, а потом забывают о своих обещаниях и даже не всегда объясняют, почему жить не стало лучше. Причем некоторые кандидаты умудряются обманывать по несколько раз свой электорат. Бедные избиратели снова и снова попадаются на прежние уловки. Ну как не поверить расклеенным, где только возможно, листовкам с вылизанными фотошопом портретами и безупречными биографиями соискателей народного доверия.! Не говоря уже о буклетах, где они запечатлены в семейном кругу, в окружении детдомовских ребятишек, среди ветеранов войны, или на фоне какой-нибудь грандиозной стройки, к которой они никакого отношения не имеют. Между тем, есть кандидаты, для которых подобные фотосессии далеко не пиар, а образ жизни. Но как отличить алчного карьериста, ловкого приспособленца от честного достойного доверия человека? Наверное, надо внимательнее читать биографию кандидата, как можно больше узнавать о нем от рядовых граждан. Так что, в случае очередного просчета электорат должен винить себя. Другое дело, когда мнение электората сильно расходится с итоговыми цифрами голосования?
Как сказал однажды Сталин, «главное – не как проголосуют, а как посчитают». Не припомню, чтобы после выборов хотя бы раз не высказывались сомнения в честном подсчете бюллетеней. Картина недоверия и упреков наблюдается на всех уровнях – от муниципального до федерального. Не важно, выбирается законодательная власть или исполнительная Слухи, сплетни, домыслы, открытые обвинения в печати, интернете, на телевидении, митингах, скандалы в парламенте, переходящие в потасовки, стали неотъемлемой частью выборов. Вспомните президентские выборы 1996 года, когда решалась судьба страны. Они прошли в два тура. Утративший высокий рейтинг, Борис Ельцин по всем расчетам должен был с треском проиграть. Чтобы поправить ситуацию, ему пришлось лететь в Грозный, оставив в Кремле в качестве заложников чеченскую делегацию, и, наконец, объявить об окончании войны. По совету иностранных пиар-технологов, кандидат с больным сердцем ездил по стране и на потеху электорату плясал и пел со звездами эстрады и даже дирижировал оркестром, при этом еще подрыгивал и притоптывал. Во втором туре из стратегических соображений Ельцин вступает в коалицию с генералом Лебедем. Тогда и произошла нашумевшая история с чемоданом, набитым долларами. Думаю, пересказывать ее нет смысла. До сих пор во всеуслышание многие заявляют, что был вброс бюллетеней, что выиграл Зюганов. Сколько лидеру коммунистов пришлось по этой причине выслушать упреков, что, де-факто победив на выборах, он не вывел народ на демонстрации, сдался без боя.
А мог ли он вообще в тогдашней обстановке что-либо доказать? Да и чем бы окончились народные выступления? Можно вспомнить десяток примеров, когда после выборов для успокоения общественности и предотвращения конфликтов приходилось вмешиваться федеральному центру. Так было в Дербенте на выборах мэра. Так было на выборах главы КЧР, так было во многих других местах. В декабре 2011 года на выборах в Госдуму РФ «Единая Россия» по официальным данным Центризбиркома набрала 49, 32 % голосов. Эти цифры вызвали волну возмущения, которая прокатилась по всей стране. В данном случае, не важно, кто ее поднял и насколько процентов она была справедлива, главное - что люди не верили в честный подсчет голосов. Лидеры КПРФ, ЛДПР, «СР» проявили тогда удивительное единодушие и солидарность, выступая с гневными заявлениями против единороссов. Вывели людей на площади, клеймили позором с трибун председателя центризбиркома. Потом ситуация вышла из-под контроля у самих лидеров партий, которых стали обвинять в приспособленчестве, соглашательстве, карьеризме. Возмущенный народ хлынул на улицы. Демонстрация на Пушкинской площади поражала численностью и сплоченностью. Затем беспорядки на Болотной площади...
По этой причине, к президентским выборам 2012 года, за короткий срок, пришлось установить камеры видеонаблюдения на всех избирательных участках субъектов федерации. Были потрачены огромные средства. Но мы ведь прекрасно понимаем, что камеры не гарантируют стопроцентной защиты от фальсификаторов. Электронных соглядатаев при желании можно обмануть. Они к тому же бессильны против «каруселей».
Сколько средств тратится только на то, чтобы убедить народ в честности голосования! Само проведение выборов по существующей процедуре прямого тайного голосования и способе подведения его итогов требует огромных вложений и сложной трудоемкой работы. Однако как бы ни проводились выборы - с видеокамерами, помеченными кодами бюллетенями, под пристальным контролем представителей партий, иностранных наблюдателей – сомнения все равно остаются.
Тайное голосование ведет свою историю с 1856 года. Впервые было применено в Австралии. Тогда выбирали королеву. С тех пор прошло более 150 лет, а человечество по-прежнему не решается перейти к отрытому способу голосования. Совершенно непонятно, почему взрослые дяди и тети, образованные, умудренные жизненным опытом, продолжают играть в прятки друг с другом под названием «тайное голосование». Причем даже в тех странах, где демократия считается развитой. Ведь без всяких расчетов ясно, что открытое голосование на выборах гораздо удобнее, практичнее и дешевле тайного. В такой огромной стране, как наша, уследить за всеми избирательными участками просто невозможно. Почему же мы по-прежнему выбираем власть тайным голосованием? Почему заранее приучаем людей скрывать свои мысли и взгляды? Ведь так мы никогда не создадим гражданское общество, не построим правовое демократическое государство. Ведь основой гражданского общества является гласность! О какой же гласности может идти речь, когда избиратель голосует в кабинке, озираясь, как голый в примерочной, не подглядывает ли кто, при этом будучи даже не уверенным в том, что голос его будет зачтен. В конце концов, кого мы должны бояться? Начальника, который уволит подчиненного за то, что он проголосовал не по его указке? А ведь достаточно будет наказать пару таких начальников, и ни один руководитель больше не посмеет заикнуться о голосовании по указке.
Как не ряди, прямое открытое голосование – это, во-первых, огромная экономия времени и средств, а, во-вторых, стопроцентная гарантия прозрачности и достоверности результатов выборов. Избиратель в этом случае расписывается в бюллетене, где указана его фамилия, ставит галочку за своего кандидата на глазах у членов участковой избирательной комиссии. Одновременно на электронном табло центризбиркома отображается ход выборов по каждому кандидату. Дома избиратель может найти свою фамилию на сайте ЦИК по базе данных и убедиться, что его голос засчитан за избранного им кандидата. И не надо проводить совершенно идиотскую работу по многократной проверке бюллетеней, апеллировать к народу, правосудию, зарубежным наблюдателям, к данным экзит-пола, ждать несколько дней, пока сведут показания со всех участков. Зато при открытом голосовании ровно минута в минуту с закрытием избирательных участков результаты выборов будут известны со стопроцентной точностью.
В конце концов, для начала можно ввести прямое открытое голосование в нескольких регионах. А в целом по стране, в переходной период, можно предложить два варианта – открытое голосование и тайное. Голосуешь тайно - пройди в кабинку для тайного голосования, Голосуешь открытым способом – распишись в бюллетене, укажи свою фамилию. Пусть каждый поступит так, как ему подсказывает его совесть и гражданское достоинство. Временное исключение (кстати, так считают многие сторонники открытого способа голосования), можно сделать для военнослужащих, полиции, спецслужб. Приведу последний аргумент. Те, кто принципиально не ходит на выборы, в большинстве своем считают, что от них ничего не зависит. С введением процедуры открытого голосования результаты выборов будут зависеть от каждого избирателя. И никто в здравом уме и ясной памяти не станет отрицать этого факта. Еще одно преимущество открытого голосования. Открытое голосование – это гарантия против так называемых оранжевых революций, которые вспыхивают, прежде всего, из-за несогласия с итогами выборов. Сегодня многие решения на самом верху принимаются в контексте усложнившихся отношений с Евросоюзом и США. Так давайте покажем им, что у нас выборы самые демократичные, что мы впереди планеты всей. Станем застрельщиками эпохи открытого голосования. Вот тогда начнется всеобщее воодушевление, люди поймут, что они действительно участвуют в общественно-политической жизни страны, формируют власть, осуществляют свое волеизъявление. А вы как думаете?
Владимир ГРИГОРЯН
Комментарии