Динамическая (живая) память или объемная модель времени

На модерации Отложенный

Любое искусственное хранилище информации, будь то книга, жесткий диск, флеш-накопитель, является статичной памятью. То, что записано в нем, неизменно, словно высечено в камне. И было бы неправильно думать, что живая память устроена по такому же принципу.

 

Живая память динамична, как оперативная память компьютера. Она существует, пока движется, т.е. развивается. И в процессе этого развития (эволюции) она постоянно совершенствует мысль, сознание, воплощая удачные формы в материю, создавая видимую, проявленную часть вселенной.

Динамический характер памяти объясняет очень многие феномены, в том числе эффект Манделы («ложные воспоминания»), для объяснения которых физики придумывают экстравагантные теории «мультивселенных».

На самом деле вселенная (реальность) у нас одна, просто мы немного по-разному её видим – каждый со своего ракурса и точки зрения, что естественно.

Нужно отдавать себе отчет, что видимая нами, проявленная структура – это не весь мир в целом. Это лишь та часть, которую мы способны охватить сознанием. А у нашего сознания (нашей памяти) есть пределы, ограничения – это максимально возможный объем информации, которую мы можем одновременно обрабатывать.

Чтобы преодолеть эти ограничения, сознание вынуждено СТРУКТУРИРОВАТЬ информацию (заодно и материю). Это происходит благодаря нашей способности воспринимать множество как нечто целое, дав ему имя, отражающее общий смысл. При этом происходит сжатие информации, уменьшение энтропии, высвобождение «места» для большей информации, а значит, и дальнейшего развития.

Естественно, при таком сжатии теряется детализация, и поэтому на новом уровне восприятия мы не различаем отдельные элементы, но зато видим «общую картину». Конечно, это в какой-то мере искажение, упрощение реальности, и при этом возможны эффекты «ложных воспоминаний».

Именно поэтому все попытки людей выстроить подробную «историю развития мира» от самого начала («от большого взрыва» или «от сотворения мира») и до наших дней являются ничем иным как нагромождением лжи.

Реальному, объективному восприятию доступна только та структура реальности, которая соответствует нашему текущему уровню восприятия, самой нашей физиологии. Всё, что свыше этого, является самовольной экстраполяцией.

Разумеется, человеку всегда хочется знать больше, чем ему доступно на данный момент. Хочется выйти за пределы возможного, знать, что было, что будет через сотни и даже миллиарды лет, оценить возраст и размеры вселенной… Но всё это выглядит как наивная попытка оценить бесконечность (сформулировать её смысл) с точки зрения своей ограниченности. Это порождает массу заблуждений и ненужных споров, идеологических войн.

Разве недостаточно самого ощущения причастности всех нас к этому бесконечному и великому, которому трудно подобрать имя, но которое нас всех объединяет и делает возможным само наше существование и взаимодействие?

Почему человек не может довольствоваться удивительным феноменом НАСТОЯЩЕГО?

Я думаю, одной из причин этого является линейная модель времени. Это представление о времени как о векторе-шкале, направленном из прошлого в будущее, на который мы проецируем все события. И то, что было в прошлом, мы считаем безвозвратно ушедшим, неизменным и недоступным, оставшимся лишь в памяти, которую «не сотрешь».

Но мы ведь только что сказали, что живая память динамична, а значит, прошлое никуда не девается, оно в нас, оно вплетается в ткань вселенной, определяя её текущую структуру и дальнейшее развитие. При таком подходе время является не просто абстрактной шкалой, а самой памятью, содержимым нашего сознания, определяющим структуру материи. Оно обретает объем, форму, материальное воплощение. И такая объемная модель времени гораздо лучше объясняет все физические явления, в том числе и квантовые, и когнитивные.

Объемная модель времени-памяти предполагает совершенно иное понимание прошлого, настоящего и будущего. Это не просто какие-то воображаемые картины, сюжеты, а уровни развития материи. Настоящим для нас является то, что доступно непосредственному наблюдению и ощущению, то, что мы называем физической реальностью. Прошлым является то, что нам уже известно об этой реальности, что способствовало, по нашему мнению, её формированию в нынешнем виде. Будущим является то, что еще не доступно нашему восприятию, что является слишком глобальным для нашего текущего уровня понимания.

Я писала об этом в предыдущей статье, посвященной фундаментальной асимметрии вселенной, и считаю важным повторить здесь:

«Для нашего сознания очень важно дать явлению своё название, отражающее его СМЫСЛ. И только после этого оно становится для нас видимым – проявленным, очевидным и понятным. Без этого мы не способны его идентифицировать, зафиксировать, его для нас как бы нет – это «темная материя», хаотичная масса данных».

Смысл – это свет, который освещает мрак невежества. Он делает доступным нашему непосредственному восприятию то, что до этого было неизвестным, неочевидным. И только после того, как некое явление становится очевидным для нашего чувственного, физического восприятия, мы можем его анализировать, измерять, оценивать и т.д. Но не наоборот! Нельзя с помощью измерений, вычислений, логики постичь то, что еще не доступно нашим чувствам, сознанию.

Именно поэтому я с большим сомнением наблюдаю за тем, как люди пытаются наращивать вычислительные мощности компьютеров для анализа больших данных. Не могут суперкомпьютеры и нейросети быть использованы для открытия неизвестных человеку законов природы. Какой бы совершенный алгоритм мы ни придумали, работа нейросетей всё равно останется для нас «черным ящиком». Никакой «искусственный интеллект» не проделает за нас важную работу - тот интеллектуальный, физический и духовный труд, который требуется для повышения нашего уровня понимания и расширения сознания. А без этого все технические достижения цивилизации не имеют для нас смысла.