Темные лошадки
И МОХ, И ТРАВА, И АКУЛЬКА КРИВА

Тамара КУЛЫБЫШЕВА
До выборов, которые в нашем крымском случае во всех отношениях особенные, меньше месяца. Даже если оставить за скобками политический момент. Политологи утверждают, что демократия начинается не с выборов президента, а с выборов градоначальника, потому что город и есть то самое место, для которого выборы как способ смены власти естественны. Керчь как раз стоит перед таким выбором. Впервые с 1998 года.
Однако особость нынешних выборов этим не ограничивается. Смена мэра сама собой подразумевает как естественный ход событий изменения в качественном и личностном составе депутатского корпуса Керчи, иначе топтания на старой поляне просто не избежать.
Но если пройтись по спискам кандидатов, невольно задаешься вопросом, а кто же придет на замену старым депутатским кадрам сейчас, когда к власти рвутся новые люди, а старая команда не оставляет намерений побороться за сферу общественного влияния. Наверное, не худо было бы запретить выдвигаться тем, у кого за время депутатства образовались пролежни на пятой точке, а рука автоматически взлетает вверх при виде начальства, потому что все они в той или иной степени повинны в застое в Керчи. Но большинство керчан, в том нет сомнений, не занимает эта тема, и многие о своих кандидатах впервые узнают на избирательных участках в день выборов, потому что им лень или недосуг задержаться на пару минут у развешанных листовок.
Вспомните, какое время за окном, и причина политической пассивности проясняется сама собой: предвыборная кампания проходит летом, когда горожане думают о чем угодно, кроме выборов, потому что на кону такие ответственные дела, как огород, закатки и гости — в гору глянуть некогда. В общем — не зима, когда расслабляются у телевизора и компьютера.
Кандидатам и партиям отсутствие избирательских страстей играет на руку: в списки не загадывают, претендентам косточки не моют. И не только из-за отсутствия интереса. Для жителей Керчи, как и для крымчан в целом, все партии, какую ни возьми из самых известных, новые. Кроме президента и премьера, жителям полуострова по большому счету известны разве что Геннадий Зюганов и, бесспорно, Владимир Жириновский. А спроси, кто представляет КПРФ и ЛДПР в Крыму и Керчи – ступор.
Но если в партиях еще худо-бедно кто-то и разбирается, то их местных лидеров не знают ни в лицо, ни по фамилии. То есть выпусти хоть стаю бюрократической или невесть откуда возникшей саранчи – ярких людей, настоящих лидеров почти нет. И что же керчане имеют на выходе, то есть в списках кандидатов? Сборную солянку из перебежчиков из Партии регионов, окопавшихся, понятное дело, теперь уже в российской партии власти – «Единой России».
Некоторые из них вновь лезут в местные депутаты, нисколько не смущаясь натертой на попке мозоли. Вторым выборным компонентом проходят «новые» лица из кладовки экс-мэра. Эти идут преимущественно в качестве самовыдвиженцев, поскольку, и это мнение подтверждает председатель территориальной избирательной комиссии Керчи Святослав Брусаков, партии сомкнули свои ряды перед ними на входе.
Хотя, если внимательно прошерстить список, сделали это очень выборочно. Третьими в кандидатском обозе значатся керчане, прежде не замеченные в связях с властью.
Среди них есть представители местной руководящей и предпринимательской элиты как дружившие с прежним хозяином города, так и тихо дожидавшиеся своего часа в условном оппозиционном окопе. Есть люди с отличной человеческой репутацией, но есть и с подмоченной. Особой кандидатской кастой, раньше невиданной в Керчи, стали гости города, то есть москвичи, туляки, питерцы. По закону РФ, в местных выборах имеет право участвовать любой гражданин России вне зависимости от места жительства и прописки.
И теперь избиратель Керчи натурально на распутье. Черт знает что! Не знаешь, кто лучше: абсолютно неведомый засланец Москвы, который путается в керченской географии, не знает людей, их настроения и беды, которого без толку о чем-то просить, потому что у него болит то место, где живет он сам со своей семьей, который наобещает с три короба и смоется к себе домой. Вот активность иногородних кандидатов керчане подметили и уже недовольны их «чужеземностью».
И поспособствовали этому, как ни странно, … депутаты Государственной Думы России, которые вели приемы и встречались с жителями города-героя. Просто люди увидели, как казавшийся им простой вопрос приходилось по полчаса втолковывать посланцам президента, потому что провинциальная специфика и украинские законы, по которым мы жили и что продолжают действовать в переходный период, не укладывались в их понимание проблемы. И люди зароптали от такой непонятливости, хотя и очень рассчитывают на новые лица в местной власти.
Правда, есть и другой образчик новых лиц – это вдоль и поперек знакомый, бегавший по двору голозадым сосунком, потом – «шестеркой» у братков, затем сгинувший на энные годы по прошлым криминальным делишкам, а нынче возвратившийся в родные пенаты героем-самооборонцем и заруливший представительством провластной партии.
Кому в этом случае отдать предпочтение? Вы бы кого выбрали? Не хотите отвечать? Или ответа не знаете?
Вот и никто на этот вопрос однозначно ответить не берется, потому что один наобещает с три короба и будет в лучшем случае торговать лицом в дни сессий. А другого не переделаешь: вчера он под началом братков бизнес отжимал, за «крышу» с торговок «бабки» снимал, а сейчас всё с теми же с тремя классами и четырьмя коридорами пойдёт проторенной дорогой, сам «крышуемый» партбилетом и участием в Крымской весне.
Вопрос репутационного отбора не второстепенный. Мы уже не раз и не два восторженно и на «ура» принимали прорабов перестройки, доверив перестроечным демократам, десятилетиями верой и правдой служивших советскому тоталитаризму и с лёгкостью поменявших свои убеждения, приноровившись к текущему моменту, развал страны. Со многими из них мы пытались построить новую демократическую Украину, что свалили Майданом как хлипкий детский шалашик. Читать дальше
Комментарии