Деукраинизация Крыма. Часть третья. Война.
Часть 1 - Общество
Часть 2 - Экономика
Прецедент с включением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, безусловно, является историческим событием. Причём важность этого события заключается даже не в самом вхождении, а в том, что впервые за время постсоветского развития проходит переход региона из одной юрисдикции в другую.
Поэтому процессы, которые сейчас разворачиваются в Крыму, имеют последствия для всей России. От того, как будет интегрирован Крым и Севастополь, будет понятно, насколько Россия способна управлять экономикой, обществом в мобилизационном режиме. Насколько политический класс способен выполнять неординарные задачи. И насколько способно российские общество и государство не просто интегрировать близкие по духу и самоопределению регионы, но и отделять интересы простых граждан от интересов паразитических политических и бизнес-элит.
О войне на Донбассе говорят в Крыму везде. Говорят отдыхающие на пляжах, парочки в кафе, мужики в пивных и бабушки возле подъездов. О войне напоминает всё — начиная от лагерей беженцев, которые расположены и в степном Крыму и на побережье, и до объявлений в храмах о том, что идёт постоянный сбор гуманитарной помощи.
О войне не даёт забыть работающее украинское телевидение наравне с российским. В результате крымчане, пожалуй, единственные люди в Евразии, кто может узнавать реальность от беженцев, которые живут под боком, и сравнивать с тем, как эта реальность отражается украинским и российским телевидением.
Понимание того, что если бы не «вежливые люди», то сегодня бомбили бы Евпаторию и Симферополь, а не Донецк с Луганском, у крымчан, безусловно, есть. И это понимание делает войну ещё более актуальной. Потому что реальность «если не устоит Донбасс, то армия Евромайдана двинется к Перекопу» — понимают если не все, то многие.
Беженцы
Крым и Ростов — это регионы, которые приняли на себя основную миссию по приёму беженцев. Но если Ростовская область это своего рода транзитный хаб — откуда беженцы отправляются в другие регионы, — то в Крыму они пытаются остаться.
Это связано, с одной стороны, с тем, что выбраться с Крыма не так просто, как из Ростова, — особенно в связи с наплывом отдыхающих. Но другой, может быть, даже более важный фактор — психологический. Крым, несмотря на смену юрисдикции, всё равно воспринимается бегущими от войны как «свой» регион.
Конечно же, появилась отдельная категория «профессиональных беженцев», которые, пользуясь ситуацией, пытаются бесплатно отдохнуть на море — но такие люди в меньшинстве и рано или поздно выдают себя.
Обычно беженцев есть два типа. Те, у кого дома начались военные действия, — это обычно жители Донбасса. Второй тип: жители разных регионов Украины — мужчина ушёл в ополчение, а женщина с детьми переехали в Крым, опасаясь преследований.
Но хватает и взрослых мужчин с Донбасса, которые греются на пляже с детьми и воевать не собираются.
Очень много vip-переселенцев на дорогих автомобилях с донецкой и луганской регистрацией.
Они обычно селятся на ЮБК или в Севастополе в надежде переждать войну. Такие люди просто и дальше живут буржуазной жизнью, как и дома, и называть их беженцами было бы некорректно.
Власти Крыма потихоньку начинают перераспределять беженцев в другие регионы России, но, скорее всего, этот процесс активизируется по окончании курортного сезона — когда спадут пробки на керченской переправе.
Крымчане на войне
Среди ополчения на Донбассе очень много крымчан. Собственно, первый отряд Стрелкова, который пришёл в Славянск, и был укомплектован в Крыму.
До сих пор в Симферополе записывают в ополчение и мелкими партиями отправляют добровольцев на Донбасс.
При этом видно, что деятельность по набору добровольцев негосударственная и ей занимаются такие же добровольцы. Плюс, по слухам, в Крым возвращаются раненные бойцы ополчения, чтобы отлежаться и залечить раны.
В отношении войны на Донбассе государство заняло позицию невмешательства и содействия семьям воюющих ополченцев.
Никто не считал количество крымчан в ополчении. Но то, что у мужчин Крыма есть чёткое понимание, что если Донбасс не выстоит, то будет атакован Крым — факт.
Поэтому отношение к войне формируется по принципу «наши-немцы». На Донбассе «наши», потому что в рядах ополчения воюет если не сосед, то по крайней мере знакомый или родственник знакомого.
Блокада
Ещё один фактор, прямо связанный с войной, — это возможная блокада полуострова с суши. Зависимость от воды из Днепра, от электричества от украинских АЭС, украинский импорт продовольствия и бытовых товаров — крымчане прекрасно понимают, что рано или поздно в Киеве попытаются заблокировать полуостров.
Это произойдёт либо если удастся покорить Донбасс — тогда будет принято решение «отвоевать» Крым. Либо если придётся отступать из Донбасса, то в отместку как минимум заблокируют сообщение с полуостровом.
В то, что армии Евромайдана удастся взять штурмом Перекоп, не верит почти никто. Но в том, что максимально осложнить жизнь на полуострове — в характере украинских политических элит, мало кто сомневается.
Также опасаются терактов и диверсионных групп — потому что въезд в Крым и поездом, и автобусом из Украины достаточно лояльный.
Война на Донбассе и перспектива блокады Крыма — это две взаимосвязанные категории. Поэтому есть ощущение, что и крымчане, и беженцы, и отдыхающие наслаждаются спокойным и мирным сезоном, который контрастирует с новостями из телевизора.
На сегодня крымчане являются наиболее адекватной категорией граждан, понимающих суть войны на территории Украины. Потому что за время жизни в украинской юрисдикции они прекрасно понимают суть киевской политики и отношения к регионам Юго-Востока, одним из которых они были всего полгода назад. Плюс бытовой контакт с беженцами, возможность сравнивать украинские и российские новости и воюющие крымчане в донецком ополчении — всё это даёт крымчанам такое понимание ситуации, которого нет ни у кого из нас.
На сегодня крымчане есть наилучшая фокус-группа для изучения отношения к гражданской войне 2.0 на территории Украины.
Комментарии
Комментарий удален модератором
..Никто не считал количество крымчан в ополчении. Но то, что у мужчин Крыма есть чёткое понимание, что если Донбасс не выстоит, то будет атакован Крым — факт.
__
Не факт!
Есть и другие причины. Насчет защиты со стороны России тут мало кто сомневается.
Уж очень мечтают майдауны, чтоб их кто-нибудь побомбил