Украинская православная церковь Московского патриархата требует возврата Крыма.
Как относится Русская православная церковь к событиям на Украине и действиям российского правительства по присоединению Крыма? Если Вы зададите этот вопрос себе и знакомым, то, скорее всего, получите такой ответ: «Присоединение Крыма поддерживает, ведь это восстановление русского мира и исторической справедливости. Действия украинский властей и националистов, тянущих православную Украину в содомитскую Европу, убивающих мирное население, сжигающих храмы и устраивающих гонения священников – осуждает и поддерживает ополченцев, защищающих русских людей и русский мир.» Однако, данное мнение ошибочно и возникает, скорее всего, из телевизионных картинок, где рядом с ополченцами мы видим православных священников и сюжетами, где рассказывается о гонениях или гибели священнослужителей и обстрелянных, сгоревших храмах.
Что же происходит на самом деле? 18 августа на пресс-конференции председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко сделал следующее заявление: "Как граждане Украины, мы думаем о ситуации с Крымом так же, как думает наше правительство, так же, как думает все мировое сообщество. Крым является территорией Украины, и он должен быть возвращен в состав Украинского государства". Протоиерей также отметил, что в УПЦ МП рады, что украинские епархии в Крыму на сегодня остаются в подчинении Киевской митрополии. Он также подчеркнул, что позиция по этому поводу поддержана и Московской патриархией, "которая заявила, что не всегда государственные границы должны совпадать с границами церковными, то есть внутрицерковного конфликта по Крыму нет". По его словам, конфликт на востоке Украины никак нельзя считать межконфессиональным, он - политический и межгосударственный.
Надо сказать, что сегодня доля УПЦ МП, имеющей автономный статус, в общем числе приходов РПЦ составляет 43%. Именно она делает РПЦ крупнейшей православной церковью в мире, и с позицией которой не может не считаться руководство РПЦ. Можно с уверенностью говорить, что именно из-за позиции УПЦ МП Патриарх Кирилл (в отличие от глав мусульман и иудеев!) отсутствовал на историческом выступлении В.Путина перед Федеральным собранием, где было принято решение о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
Политическая нейтральность РПЦ была ба вполне понятна, если бы она разделялась всеми иерархами РПЦ. Показательно в этом контексте интервью Председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойда РИА «Новости» от 15.08.14
— Корр: Однако с декабря прошлого года, начиная с Майдана, мы то и дело видим в теленовостях представителей разных конфессий, солидаризирующихся с той или иной стороной противостояния.
— В. Легойда: Кроме официальных представителей Украинской Православной Церкви — она никакой политической позиции не заняла. Это общая позиция Русской Православной Церкви. Позиция пастырская и единственно возможная для Церкви.
А всего спустя 3 дня появляется вышеприведенное официальное заявление представителя УПЦ МП, которое совершенно невозможно назвать политически нейтральным.
Как известно, Правительство Украины, разного рода националистические организации считают, что Крым должен быть возвращен в состав Украины любыми средствами.
Как осуществляется сохранение территориальной целостности Украины на примере Донбасса хорошо известно. В связи с этим позиция УПЦ МП очевидно будет воспринята и использована этими силами, как моральное оправдание своих действий по возврату Крыма. Насколько при этом позиция митрополита Онуфрия учитывает чаяния православной паствы Крыма? Готовы ли они к такому возвращению? Будут ли православные священники Крыма теперь на проповедях в храмах призывать крымчан к покаянию и возврату блудных сыновей и дочерей к чадолюбивому отцу Петру Порошенко?
Нужно отметить, что кроме крымского вопроса, данное заявление содержит и признание конфликта на Украине политическим и межгосударственным. В отличие от оценок такого конфликта как внутригосударственного, на чем настаивает российское руководство и ряд международных организаций, например, Human rights watch. А ведь это принципиально меняет отношение к военным действиям на Донбассе. Если мы имеем дело с межгосударственным конфликтом, это означает, что на территории Украины идет война с другим государством, а именно – Россией. Которая является, таким образом, государством-агрессором. А какая может быть позиция по отношению к агрессору? Изгнание оккупантов, политическое, моральное, церковное осуждение. Прекращение же гражданской войны возможно прежде всего путем гражданского примирения, переговоров, взаимных уступок. Не случайно поэтому так негодовали националисты, сорвавшие на днях службу в Свято-Покровском приходе в селе Червоная Мотовиловка, когда настоятель Владимир Навозенко сказал, что на Украине идет гражданская война. Как его пытались оскорбить и унизить! Как известно, ему дали одну неделю, чтобы покинуть территорию Украины. Что будет дальше - не известно. Но вполне можно предположить, что здоровью и жизни отца Владимира угрожает опасность. Очевидно, что вышеозначенная позиция УПЦ МП в данной ситуации лишает моральной поддержки отца Владимира и многих других православных священников и, напротив, дает орудие в руки враждебных России и русскому миру сил. Но речь идет не только о словесной поддержке или ее отсутствии. Так, например, на сайте УПЦ МП присутствует объявление одной из епархий о сборе помощи для украинской армии.
Еще раз подчеркну, что при всей автономности УПЦ МП является частью Русской православной церкви, а Митрополит Онуфрий – членом Священного Синода. При этом молчание Патриарха Кирилла в отношении вышеуказанной позиции, сохранение крымских приходов в составе УПЦ МП вполне можно рассматривать как признание ее обоснованности. Ну а призывы к сохранению мира, прекращению братоубийственной войны, защите храмов и священников на этом фоне выглядят как некие ритуальные действия, не имеющие каких-либо практических последствий.
Я писал эту статью совершенно не с целью «заклеймить антирусскую позицию» иерархов РПЦ в отношении событий на Украине. Вовсе нет. Просто всем нам нужно понять, что ситуация значительно сложнее, чем сформированная телевизионными сюжетами картина. Что не только Макаревич и ему подобные представители пятой колонны требуют возврата Крыма. Что не только западная пресса объявляет Россию агрессором и стороной военного конфликта. Что, поднимая знамя возрождения русского мира и собирания земель русских, мы с удивлением можем обнаружить, что наш «крестовый поход» отнюдь не благословляется нашими духовными наставниками. А напротив, встречает осуждение и противодействие с их стороны.
Комментарии