Латвийские продукты слишком дороги для народа
Марта Дундарева
11:41 18.08.2014
Одним из главных оружий против санкций наши власти считают переход населения на местную продукцию. И сейчас набирет обороты рекламная кампания, призванная разжечь в потребителе продовольственный патриотизм. Однако, власти не берут во внимание то, что покупать «родные товары» просто не выгодно.
Можно ли использовать чувство патриотизма для стимуляции покупательского спроса? — с таким вопросом обратилась газета «Бизнес и Балтия» к латвийским бизнесменам.
Эрик СТЕНДЗЕНИЕКС, креативный директор !MOOZ (рекламное агентство):
— Конечно, можно. И в первую очередь за это ответственны средства массовой информации. Если они будут высмеивать, размазывать по стенке тех политиков, работников госинстанций, на столе у которых будет стоять San Pelegrino, а не Mangali , то те поймут, что рискуют не быть избранными на следующий срок. И как только это случится все государственные инстанции, от первой до последней вдруг, по счастливому стечению обстоятельств, начнут покупать исключительно латвийские продукты. Думаю, малообеспеченные слои населения будут последними, кто выберет латвийский товар, потому что дилемма: «поддерживать местного производителя или голодать» явно не в пользу нашего коммерсанта. Поэтому стоит все-таки начать с госинстанций. Там работников много — только в Latvijas dzelzceļš числится около 13 тысяч человек.
Лев ЛИСАГОР, советник председателя правления ISP Optics Latvia (производство прецизионной оптики):
— Конечно, нельзя. Это болтовня. Люди все таки покупают то, что им нравится, то, что им вкусно и нужно, а не навязано! Если уж взывать к патриотизму, давайте просто соберем деньги, открыв благотворительный фонд помощи пострадавшим от санкций компаниям. Только ведь никто деньги туда не понесет. А чтобы я специально пошел покупать лишние продукты во имя поддержки коммерсантов, если у меня и так полный холодильник… Зачем? Это не рационально. Да и вообще, на мой взгляд, пока нет никакой причины собирать пожертвования. Санкции затронули только незначительную часть индустрии. Даже шпроты и мороженое в России еще можно продавать. Все остальное – это мелочь…Несколько десятков миллионов евро. Нам нужно просто успокоиться и перестать об этом так много говорить, чтобы не нервировать никого.
Латвийская экономика, конечно, маленькая, но не настолько, чтобы несколько десятков миллионов евро имели хоть какое-то значение. Санкции для нас не являются угрозой! Я вообще не понимаю, почему бизнесмены, занятые производством продуктов не смогли диверсифицировать риск. Знали ведь, с каким рынком дело имеют. Допустим, производители шпротов… Ну на моей памяти уже несколько раз их запрещали. Но коммерсанты все равно наступают на одни и те же грабли, все равно экспортируют в Россию. Это жадность.
Оскар ОЗОЛИНЬШ, председатель правления Merks (строительство и операции с недвижимостью):
— Я думаю, покупателя таким образом обмануть не удастся – если у него будет альтернативный продукт дешевле, он выберет его. Так что наш производитель должен стремиться быть лучшим в конкурентной борьбе, по цене и качеству. Сражаться за уважение потребителя, а не просто давить на патриотический долг…
Киров ЛИПМАН, председатель совета Grindeks (производство фармацевтических препаратов):
— Я всегда был против мер, с помощью которых человека заставляют что-то делать против его воли. Все всегда решает экономика! Конечно, патриотизм – это хорошо, но, если родина продукцию продает в три раза дороже, человек все таки будет покупать то, что выгодно ему. Пусть конкурируют между собой и берут качеством, низкой ценой. При прочих равных, конечно, стоит поддерживать местную продукцию.
Юрис САВИЦКИС, член правления Itera Latvija (торговец газом):
— Я вообще против любых санкций, но раз уж жизнь сложилась так, что мы ни на что не можем повлиять, нужно решать сложившуюся проблему. Я всегда был за то, чтобы мы производили и потребляли свою собственную продукцию. Это абсолютно соответствует интересам нашего государства. Так делают во всем мире, по— тихому обходя различные договоренности и контракты. Все пытаются свой товар продать на родине. Мы как-то меньше уделяли этому внимания, но теперь ситуация такая, что придется поддерживать своих. Производителей других стран держат на плаву всякими туманными дотациями. Мы так поступать еще не умеем, слишком молоды в своем общении с Европой. Так что будем спасаться сами.
Комментарии