Однако и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Так, для повышения выхода сланцевых углеводородов производится гидроразрыв пласта. Другими словами, в скважину под большим давлением подается большое количество воды (7500 тонн), которая практически разрывает пласт сланца. Но и это не все.
Для повышения эффективности гидроразрыва и, как следствие, увеличения выхода сырья в скважину дополнительно помещают около 300 тонн крупнозернистого песка и около 200 тонн химических веществ. Как следствие, вблизи месторождений скапливаются значительные объемы отработанной загрязненной воды, которая не утилизируется. Таким образом происходит значительное загрязнение грунтовых вод. Также при добыче сланцевого газа имеются существенные потери метана, что приводит к усилению парникового эффекта. Но самое главное, что экологическая ситуация переходит в экономическую плоскость, так как пока нет компании, которая могла бы подсчитать, во что может обойтись ликвидация последствий добычи сланцевого газа.
Сам процесс добычи сланцевого газа (СГ) имеет ряд преимуществ, равно как и слабые места.
Во-первых, себестоимость СГ снижается, если добыча энергоносителя осуществляется вблизи мест потребления и при этом инфраструктура и плотность населения в районах добычи позволяют проводить бурение большого числа скважин.
Однако для транспортировки газа на дальние расстояния нужно создание трубопроводной сети, причем желательно отдельной, так как смешивать сланцевый газ с природным невыгодно и нецелесообразно. Виной всему – большое количество в СГ различных примесей.
Третьим фактором является возведение сопутствующих мощностей. Здесь речь идет о строительстве заводов по сжижению СГ, также терминалов и так называемых регазификационных мощностей. А все это требует денег, времени и усилий. Что в конечном счете скажется на цене газа.
Наконец, необходимо учитывать, что каждое сланцевое месторождение имеет специфические особенности, связанные как с добычей, так и с составом сланцевого газа, который не везде однороден.
И главное – наряду с ожидаемыми дивидендами владельцы недр, где будут проводиться работы по добыче сланцевого газа, столкнутся с проблемой сохранения существовавшего ранее экологического баланса. И это не пустые слова. Так, Лондон, крайне заинтересованный в получении топлива, снижающего зависимость страны от внешних поставщиков, достаточно четко очертил свою позицию по данному вопросу. В статье British Government Seeks Shale Investment («Британское правительство ищет сланцевые инвестиции»), опубликованной 1 августа текущего года на сайте www.oilprice.com, в первом абзаце отмечено: «Британское правительство представило 28 июля новый план ускорения внедрения добычи сланцевого газа. Правительство будет принимать заявки от нефтяных и газовых фирм после предоставления ими гарантий соответствия строгим стандартам защиты окружающей среды».
Ресурсы сланцевого газа в Европе оцениваются в пределах 15 трлн куб. м. Крупнейшими бассейнами на сегодня являются Польша, Северная Германия, южная часть Северного моря.
Лицензиями на геологические изыскания и добычу сланцевого газа в Европе владеют Shell, Lane Energy, EurEnergy, BNK, ExxonMobil, ConocoPhillips. OMV. Однако и здесь не все так гладко.
Так, два гиганта – Exxon Mobil и Shell – уже бурили скважины в Польше, располагающей, по прогнозам, самыми крупными в Европе запасами сланцевого газа. Но Exxon, пробурив две скважины, свернула проект, заявив о его нерентабельности. Shell также последовала примеру своего конкурента, уйдя из Польши. Хотя здесь не последнее место сыграли и сами поляки, поднявшие общественность на защиту экологии страны, так как стало известно, чем чревата добыча сланцевого газа для экологии и здоровья.
Что же касается Украины, то по плану Shell должен осваивать украинские земли на юго-востоке страны, а Chevron – на западе. Однако в июне 2014 года Shell приняла решение временно заморозить разработку месторождения. К тому времени компания пробурила только две скважины, хотя планировалось, что в ходе первого этапа будет изготовлено 15 скважин.
Как заявил финансовый директор Royal Dutch Shell Саймон Генри, решение о приостановке проекта было вызвано необходимостью защиты бизнес-интересов компании в Украине. Таким образом, возникает ряд вопросов, связанных с ранее сделанными громкими заявлениями о перспективах сланцевого газа на Украине и о будущем заключенного меморандума о намерениях размером в 410 млн долларов.
Демарш компании на юго-востоке Украины не стал неожиданностью, так как в 2013 году Royal Dutch Shell объявила о продаже своих активов по сланцевым месторождениям в США, списав предварительно 2,1 млрд долларов по американским сланцевым проектам. Таким образом своими действиями британо-голландская международная нефтегазовая корпорация подтвердила снижение рентабельности газодобычи.
Сегодня Вашингтон пытается использовать осложненные отношения Брюсселя и Москвы в свою пользу, привлекая к решению вопроса «сланцевый аргумент». Впрочем, подобный прием Вашингтон может применить и по отношению к Пекину, поскольку динамично развивающаяся китайская экономика зависит от импорта углеводородов.
Вместе с тем заявленный дешевый газ так и не поступил на мировой рынок энергоносителей в достаточном количестве. На сегодня известно о двух контрактах, по которым США поставляют газ в Великобританию (контракт уже одобрен) и в Японию (находится на рассмотрении). Другие контракты либо находятся в процессе согласования, либо их попросту не существует.
Вполне вероятно, что на снижение интересов и, соответственно, объемов добычи СГ повлияли внутренние факторы, среди которых уменьшение рентабельности добычи сланцевого газа, падение коэффициента его извлечения при долгой эксплуатации месторождений, низкий уровень разведанных запасов, а также экологические риски. Так, например, около 15 процентов скважин, пробуренных в 2003 году, уже через пять лет исчерпали свой ресурс. Жизненный цикл сланцевой скважины на Barnett не превышает 8–12 лет. На площадке Haynesville средний показатель EUR – 48,7 млн куб. м на скважину, тогда как ранее компании-операторы говорили о 180–200 млн куб. м.
Относительно Китая необходимо отметить, что и Пекин не хочет быть зависимым от поставок российского газа. Как известно, на территории Поднебесной уже начались масштабные геолого-разведочные работы по определению месторождений сланцевых углеводородов. Учитывая, что по запасам сланцевых углеводородов Китай занимает второе место в мире (порядка 25 трлн куб. м сланцевого газа), разработка месторождений позволит Пекину покрывать свои потребности на многие десятилетия вперед. Примечательно, что КНР отвела сланцевому газу основное место в пятилетнем энергетическом плане, согласно которому его добыча должна быть доведена до 60 млрд кубометров к 2020 году.
Похоже что, несмотря на многочисленные протесты экологов, игра под названием «Сланцевый газ» только набирает свои обороты, вовлекая все больше активных участников.
Комментарии
Истерику вызывает именно это, а вовсе не зависимость от российского газа. Мы просто не хотим играть в виртуальную пирамиду. И не только мы ;)