Грузия... (продолжение 2)

Грузия: вкус вина и свободы    

(продолжение)


Грузия экстремальная
Шатили-Телави-Цинандали


Следующие два дня были самыми тяжёлыми за всю поездку. И машина, и водитель, и пассажиры – все прошли настоящее «боевое» крещение горами.

Хевсурети. Дорога на Шатили Если хотите за один день успеть съездить из Тбилиси в Хевсурети и вернуться обратно, выезжать надо как можно раньше. Мы смогли стартовать только в 10 утра, о чём потом сильно пожалели. Дорога занимает 6 часов в один конец. Большую часть из 150 км пути приходиться преодолевать почти на ощупь, со средней скоростью около 20 км/ч. Об асфальте можно забыть, его уже давно смыло, а кое-где не было никогда. Места оползней засыпаны крупным булыжником, на дороге то и дело видны следы свежих камнепадов, глубокая и сырая колеистая грунтовка на перевале сильно размыта, и часто приходится проезжать буквально в 30 см от бездонного обрыва. Вот где рулит полный привод и пониженная передача! Моросит дождь. Главное, чтобы не пошёл непредсказуемый здесь ливень, а то можно оказаться вообще отрезанным от цивилизации. Мобильной связи здесь нет, а встречный транспорт нам попался всего пару раз.

Водохранилище Жинвали у ВГД Зато какие великолепные виды вокруг! Первая часть маршрута проходит по Военно-грузинской дороге. Развилка у ослепительно-лазурного водохранилища Жинвали, на берегах которого стоит грозный монастырь-крепость Ананури. Дальше нас сопровождают неподражаемые горные ландшафты с дорожками ледников среди зелени, грохочущие исполинские водопады, руины одиноких башен на вершинах, загадочные недостроенные туннели колоссальных размеров и мосты, ведущие в никуда. Появление нашей серебристой машины вызывает в редких посёлках большой интерес. Только гордый всадник на стройном скакуне, как настоящий джигит, демонстрирует полное достоинства равнодушие. Сейчас мы действительно на Кавказе.

Хевсурети. Село-крепость Шатили И вот средневековый Шатили – столица Хевсурети. Село-крепость. Каждый дом – твердыня. Ещё более живописным считается соседнее село Муцо, послужившее прототипом руставеливской крепости зла Каджети, но туда мы добраться уже точно не успеваем. Впрочем, и Шатили внушает уважение к средневековым строителям. Очевидно, врагов у хевсуров в древности было очень много. Да и сейчас место трудно назвать спокойным – чеченская граница всего в нескольких километрах отсюда. Говорят, стрельба с российской стороны слышна часто, но у местных с чеченцами мир и полное взаимопонимание. Ведь Грузия по собственной инициативе открыла Панкисское ущелье для беженцев.

В крепости Шатили В крепости сейчас постоянно живут две семьи, в одном доме даже варят пиво. Остальных жителей отселили из исторического памятника в более современные дома ещё при Советах. Один из них встречает нас на въезде в Шатили у своего дома, на котором вывешен национальный флаг и логотип фирмы «GET TRAVEL». Хозяин подрабатывает на «зелёном туризме» – проводит экскурсии, организует кормёжку, сдаёт комнаты для приезжих. За 30 лари мы получаем проводника и сытный обед по возвращении с экскурсии. Традиционное блюдо – горная форель. Она здесь настоящая, очень мелкая и невероятно нежная. Два десятка жаренных рыбёшек быстро перекочёвывают с большой сковородки в наши желудки. От чачи вежливо отказываемся – у нас впереди ещё трудный обратный путь.

Хевсурети. Перевал Медвежий крест Идёт дождь. Горная грунтовка становится мокрой и скользкой. Ползём всё выше и выше. Кажется, уже упираемся головами в тучи. Двигатель захлёбывается от не очень качественного топлива и явного недостатка кислорода. Наконец, перевал Медвежий крест – 2700 м над уровнем моря. Поворот, и… Вау! Возглас восторга вырывается у нас одновременно. С перевала открывается фантастическая панорама укрытых чёрными тучами гор, ярко и контрастно подсвеченных солнцем через отверзшиеся прямо перед нами небеса. Горные гряды кажутся нарисованными на гигантских холстах. Свет льётся на них фантастическими лучами. Кажется, прямо сейчас раздастся глас божий… Стоим, смотрим будто пьяными глазами, с трудом дышим разряжённым холодным воздухом. Да, только ради этого стоило преодолеть все трудности путешествия.

От мысли добраться к ночи до Телави пришлось отказаться. Ехать от Жинвали через Ахмету нам категорически не рекомендовали разговорчивые заправщики на «ЛУКОЙЛе». Да и я уже не чувствовал в себе сил штурмовать новые перевалы. Вернулись в Тбилиси и переночевали в одном из придорожных мотелей на въезде. Хитовой точкой дня стала официантка, которая в 2 часа ночи почему-то решила принести нам в номера заказанный на утро завтрак. Засыпая, я думал, что самое страшное уже позади. Дальше ведь едем в цивилизованную Кахетию. Как я ошибался…

Горная дорога в Грузии После гор машина настоятельно требует мойки. В принципе, проблем с этим сервисом в Грузии нет. Одно смущает – из оборудования и химикатов у мойщиков обычно бывает только следующий набор: «Керхер», флакон автошампуня, мочалка, тряпка. Иногда пылесос. Средства для удаления насекомых, выведения битумных пятен, очистки стекол, натирки пластика и т.д. нужно возить с собой и учить пацанов ими пользоваться. Особо советую хорошо запасаться антибитумом – мне одного баллончика на всю машину не хватило. Но кое-как помыли. Если бы я знал, что будет впереди…

Впереди была дорога. Советчики в Тбилиси подсказали, что короче всего в Телави ехать через Гомбори. В принципе, это было понятно и по карте. Не верьте картам в Грузии! Пока там есть только две дороги – М1 Тбилиси-Поти и М2 вдоль черноморского побережья. Во все остальные населённые пункты можно как-то добраться только от этих основных трасс. Второстепенных дорог, по которым можно было бы закольцевать маршрут, сейчас в Грузии нет.

Дорога Гомбори-Телави. Перевал Съезд с магистрали М5 в сторону Гомбори уже должен был насторожить. Дорога хорошая, а транспорта почти нет. Вскоре новый асфальт закончился, пошёл разбитый просёлок. Ладно, нам не привыкать. На развилке в селе спрашиваем у прохожего, в какую сторону на Телави. Он на нас странно смотрит и советует возвращаться на трассу. Но мы ведь уже полпути проехали! Дорога становится ещё хуже. На окраине Гомбори на всякий случай спрашиваем у какой-то женщины, можно ли здесь проехать через перевал. Загадочно отвечает, что маленькие машины проезжают. Мол, попробуйте. В крайнем случае, погуляете по горам немножко, полюбуетесь нашими красотами и вернётесь. «Нет, а проехать мы сможем»? Вздыхает: «С божьей помощью проедете»… Это уже не весело. За селом дорога встречает страшными рытвинами и умопомрачительными колеями на подъёмах, где запросто можно сесть на брюхо. Где-то асфальт сошёл с селью, где-то образовался провал. Кажется, что хуже уже некуда, но каждое очередное препятствие заставляет тихо охать. Водитель встречной машины на наш вопрос о дальнейшей проходимости дороги, после беглого осмотра нашего транспортного средства, воодушевляет: «Ваша тачка пройдёт».

Ты смотри, и правда проходит. Вот уже и перевал виднеется… Бац! Дорога закончилась – оползень. Проезда нет. Вспоминаю, что 500 метров назад видел грунтовку, уходящую круто вверх. Оттуда резво спускается безумная «Нива». Её экипаж советует дальше не соваться: «Нет там дороги»! Но ведь остался какой-то несчастный километр! Раз «Нива» прошла…

На перевале Этот километр я буду вспоминать долго. Штурм каждого очередного препятствия, сопровождающийся обязательным выходом из машины и внимательным осмотром местности. Подъёмы под 30%, когда перед капотом видно только небо, а по бокам – крутые склоны. Заблокированные антиоткатом колёса при заглохшем двигателе, когда тачка тихонько соскальзывает вниз, вперёд не тянет, а назад лучше не смотреть. Пассажирам пришлось идти пешком, корректируя по ходу направление движения. Зато наверху можно было выдохнуть с облегчением, оглядеться и оценить сделанное.

Сразу за перевалом начался асфальт. Там стояло огромное стадо коров, которое, судя по слою навоза, базируется на этом месте постоянно. Уходить с дороги крупные рогатые не имели ни малейшего желания. Это была уже насмешка. Сэкономили 80 км, но времени потратили в три раза больше, чем если бы проехали 170 км по основной трассе через Гурджаани. Абыдна…

Телави. В замке Ираклия II После пережитого в пути, родина Мимино, так знакомая по культовому кино, даже как-то немножко разочаровала. Очевидно, городок Телави сам по себе довольно уютный и приятный, но сейчас взбодрить могла только какая-то критическая масса восторга, как на перевале Медвежий крест. Телавская крепость с дворцом Батонисцихе (XVII) такого исключительного впечатления не произвела. Дворец кахетинского царя Ираклия II в своём персидском стиле выглядит очень скромно. Впрочем, это единственный сохранившийся царский дворец на территории Грузии. Местная картинная галерея может порадовать несколькими скромными шедеврами разве что очень больших ценителей живописи. Впечатляют только виды на Алазанскую долину, за которой от горизонта до горизонта простирается колоссальная стена Большого Кавказа с облаками по вершинам. Очень хочется посетить гигантский укреплённый 74-метровый храм Алаверди, с которым связывают знаменитое грузинское «алаверды», монастырь Икалто с академией, в которой учился Шота Руставели, древнюю крепость Бочорма высоко в горах, но драгоценного времени, увы, слишком мало. Меньше нужно было шляться по горам, выискивая «короткие дороги».

Телави. Завод Teliani Valley У нас же на сегодня запланирован винный тур по Кахетии! На окраине Телави обнаруживаем проходную завода «Teliani Valley». Охранник уверяет, что экскурсии тут не проводят. Приходится назваться группой журналистов, которые страшно хотят поведать у себя в Украине о самой лучшей марке грузинских вин. Впрочем, доля правды в этой маленькой хитрости есть. Мы действительно очень уважаем эту марку и действительно собираемся о ней рассказать в своём отчёте.

Рассказываю. Завод самый новый, самый мощный и самый современный в Грузии. Выпускает в год 3 млн. бутылок отменного кахетинского вина. Скоро производство должны увеличить вдвое. В небольшом музее представлены старинные орудия виноделия и скромная коллекция фирменного продукта. Как и большинство других местных предприятий, завод производит только ординарное вино без особой выдержки, которое не хранится долго – 5-6 лет максимум. Сырьё используется как местное, так и из других регионов Грузии. Например, самый уникальный грузинский виноград из маленького села Хванчкара в регионе Рача превращают здесь в божественный полусладкий напиток изумительного цвета и оригинального вкуса. Оригинальность стоит дорого и на Родине – около $15 за бутылку. Зная, какие скромные урожаи собирают в Хванчкаре, можно только посмеяться в каком-нибудь отечественном супермаркете, разглядывая десяток марок так называемой «Хванчкары» стоимостью от $6.

Музей завода Teliani Valley Вина за время поездки мы перепробовали много. Такое впечатление, что своё вино делает каждая семья в стране. В разных регионах свои сорта и особенности производства. Соответственно, вино западных областей отличается лёгкостью и свежестью вкуса. В Кахетии традиционный напиток получается более тяжёлый, ароматный и со сложным букетом. Купить на пробу можно на разлив во многих дворах прямо на трассе. В ресторанах также интереснее всего заказывать домашнее вино данного региона, которое каждое уважающее себя заведение закупает у проверенных людей (бутылочного и в Украине полно). Впрочем, популярной остаётся и традиционная чача (нечто вроде лёгкого бренди из виноградного спирта), да и водкой грузины не брезгуют. За «Nemiroff», как говорится, во всём мире! Но пьяного на улице встретишь редко. Алкоголь у грузин, кажется, в крови – к культуре потребления приучают с детства. Не удивительно, ведь по одной из версий вино изобрели именно здесь более 8 тысяч лет назад. Вероятно, само интернациональное слово «вино» произошло от грузинского «гвино».

Цинандали. Усадьба Чавчавадзе Старейший в стране винный завод находится в селе Цинандали неподалёку от Телави. Поставить традиционное кустарное производство на промышленную основу первым в стране решил великий грузинский поэт и общественный деятель Александр Чавчавадзе. Подвалы он заложил в 1886 г. прямо в живописном французском парке собственного особняка. Личностью Чавчавадзе был неординарной даже в масштабах всей Российской империи. Его гостями и личными друзьями были Пушкин и Лермонтов, а Грибоедов женился на его дочери Нине и последние годы жизни провёл в Цинандали. Во дворце сейчас работает музей Чавчавадзе, сохранились интерьеры, мебель и личные вещи. Для посещения с дегустацией также открыты винные подвалы, где хранится 16 тысяч бутылок, начиная с 1814 г. Территория парка с флигелями-дачами до последнего времени была государственной резиденцией (здесь любил отдыхать Шеварднадзе), а сейчас в корпусах функционируют общедоступные гостиницы. Саакашвили это место не любит, так что можно легко снять даже президентский номер! Идея приватизировать комплекс пока не реализована. Завод «Цинандали» с подвалами остаётся единственным в стране государственным винзаводом. Объём производства сейчас минимален, уникальные марочные вина «Цинандали» и «Саперави» можно приобрести только на заводе по 15-20 лари за бутылку. Отличный сувенир!

Сервис. В Хевсурети, как уже отмечалось, можно найти ночлег в гестхаузе на въезде в Шатили. Простенькая гостиница есть в центре Телави. Но здесь мы рекомендуем остановиться в мини-отеле «Телиани» (Телави, Тбилисская дорога, 3; тел: +995 99 363600) при заводе «Teliani Valley». Шикарные номера по $50 оформлены в стиле разных сортов вина. В стоимость входит экскурсия по заводу с дегустацией. Альтернативой может служить один из корпусов гостиницы «Цинандали» при усадьбе Чавчавадзе (с. Цинандали), но нам так и не удалось выяснить их телефоны.

окончание следует...