Как я зимовала летом

Начало здесь http://maxpark.com/community/5548/content/2911032

 

Третье утро в Осло ознаменовалось встречей с гидом и вливанием в группу, которая приехала автобусом из Питера через Стокгольм. Процесс вливания, я думаю, произвел незабываемое впечатление на стройные ряды туристов. То есть сначала все было, как у людей: сдать ключ от номера в отеле, пожать трудовую мозолистую руку гида, погрузить мою многострадальную путешественную сумку (я называю ее «зеленый крокодил») в недра автобуса и самой загрузиться на отведенное ритуалом место. Заложить камни дружбы с ближайшими соседями – нам предстоит ехать бок-о-бок почти неделю. Оказалось семейство из Таганрога.

Моя упорядоченная жизнь по расписанию началась с автоэкскурсии по Осло. Едем в крепость Акерхус, вокруг которой я уже имела удовольствие прогуляться. Вот она.

Именно тут все и началось. Сразу, вроде, все шло по плану: вышли на площадь перед крепостью, поглазели на памятник норвежским антифашистам, полазили по крепости, отщелкали положенный километр снимков. Тут я понимаю, что все уже ушли в автобус и бросаюсь вдогонку. Выбегаю на площадь… и никого… «Только ветер свистит в проводах». Описать мое паническое состояние не берусь. В такой дурацкой ситуации (вещи, документы на поселение в отели, билеты на обратный проезд, номер телефона гида остались в автобусе) я оказалась в первый раз. Акцентирую внимание, что страна совсем, т.е абсолютно, чужая. Через пару минут метаний по площади начинаю включать моск, звоню дочери в Киев (слава карте тревел-сим!), получаю телефон гида. В это время гид получив (параллельно) втык от дочери за то, что оставил бестолочь-мать без присмотра, сам звонит мне.

Все, как всегда, оказалось до смешного просто: автобус остановился не на площади, как мне показалось, а на улочке рядом. За истекшие 15 минут все участники броуновского движения запомнили мое имя и фамилию, страну проживания и лицо в тот торжественный момент, когда я в сопровождении взволнованного гида вплыла в автобус, напоминавший больше растревоженный улей. Гид прочел лекцию на тему как не надо теряться и мы двинули в сторону городской ратуши. Группу выпустили в свободный полет на полчаса для обмена валюты, а так же рассматривания и увековечивания достопримечательностей.

Только я собралась приступить к рассматриванию и увековечиванию, как поняла, что мой дорогой фотоаппарат, мой верный Никон остался лежать на крылечке какого-то здания на той площади возле Акерхуса, где я потерялась. Сейчас читать это, наверное, смешно, но мне было в тот момент совсем наоборот. Жаль было и сам аппарат и в особенности тысячу фоток отщелканных мной за два дня бродяжничества по Осло. Спасибо водителям Артему с Александром. Без лишних слов они отвезли меня назад, по пути утешая и утирая мои слезы.

Это был день чудес: аппарат лежал там, где я его оставила. Но представьте, как был зол гид, когда мы вернулись. Все свершилось настолько стремительно, что я, как оказалось, не успела поставить его в известность, то есть снова исчезла. С должным вниманием был прослушан второй цикл лекций на тему, как не надо теряться, а, если надумала это сделать, то обязательно поставить гида в известность. Таким образом, я закрепила успех и популярность в группе и заодно поняла, что, по сути, являюсь проклятием для всех гидов.

Еще немного покатавшись по Осло, выехали, наконец, в сторону фьордов.

Погода в Норвегии изменчива, как настроение женщины: то смеется солнечно, то плачет дождями. По задумке гида, должны были остановиться на перевале, выйти, сделать красивые фото, но, к сожалению, было облачно и шел дождь.

Остановились уже за перевалом. После жары в Осло, +15 показались просто раем.

По дороге попадалось разное интересное: фермы для разведения лам, старые церкви. А уж от красивых пейзажей просто некуда было деваться.

Ночевали в каком-то небольшом селе рядом с Согнефьордом. Вечер был длинный, сидеть в отеле совсем не хотелось, поэтому пошла осваивать окрестности с фотоаппаратом наперевес.

Архитекторов, ландшафтных дизайнеров и дачников прошу обратить внимание на оригинальное решение покрытия дёрном крыш жилых (и не только) помещений. В Норвегии они встречаются повсеместно. Кроме травы и цветов, на отдельно взятых крышах произрастают также деревья. Говорят, даже ёлки садят. Врать не буду, ёлок не видела.

Утром выехали в городок Флом, который стоит на самом берегу Согнефьорда. Путь наш пролегал через самый длинный тоннель Европы – Лердальский. Длина его около 25 км. Внушает, согласитесь. В тоннеле три грота для остановок. Клаустрофобией не страдаю, но так долго ехать во чреве горы было не очень комфортно, хотя, по своему, красиво.

Вот и Флом, наконец. Здесь начинается Фломсбана – железная дорога (одна из самых крутых в мире), по которой нам предстояло совершить путешествие до Мюрдаля. В мартовском выпуске 2014 года издатели путеводителя Lonely Planet Traveller опубликовали список «Самые захватывающие в мире железнодорожные путешествия 2014 года», в который Фломская железная дорога вошла как «Лучшее в мире путешествие на поезде».

Занимаем места в зрительном зале, он же вагон, и начинаем крутить головами. Красота неописуемая: горы, скалы, леса, реки, деревушки – все это смешано в один большой и чертовски вкусный коктейль.

Такого количества водопадов, как в Норвегии, я больше нигде не встречала. Сначала пыталась снять все, потом поняла, что это невозможно да и не нужно. Все равно потом не вспомню, на каком километре видела тот или иной. Возле одного из них – Кьосфоссен – поезд делает остановку. Нам показывают целое представление с ульдрой – в норвежской мифологии это красивая ведьма с хвостом. Своими песнями она завлекает в горы, а там уж, как пойдет – сумеешь понравиться, одарит по-царски, а нет… ох, лучше не думать об этом…

Из Мюрдаля назад во Флом поезд выезжает с опозданием. Если б мы знали, чем это для нас обернется…

Уже на подъезде к Флому, гид нервно сообщил, что надо очень быстро успеть перебежать от вагона до парохода, на котором мы должны поехать на прогулку по Согнефьорду. Так как вся группа была кровно заинтересована в прогулке, мы выскакочили, как ошпаренные, и вслед за гидом понеслись в дальний конец пристани…мимо нашего парохода. Стоя на том самом дальнем конце, созерцаем отход корабля. Практически на глазах у потрясенной публики. Не преуменьшаю. Гид в растерянности, публика в гневе. Самое смешное, что путешествие предполагалось в одну сторону. Автобус должен был ехать вдоль Согнефьорда и ждать нас в конечном пункте – Гудвангене. Кто-то об этом вспомнил в тот момент, когда белоснежный автобус уже почти исчез в тоннеле. В ответ на крики и пожелания гиду: «Звоните водителям, пусть возвращаются» слышим: «А у меня нет телефонов водителей». Всеобщее негодование достигает апогея, группа готова линчевать гида прямо на месте происшествия и утопить останки на дне Согнефьорда. В конечном итоге, к счастью в тоннель уехал чужой автобус, а наш стоял на месте. Испуганный предстоящей в перспективе преждевременной кончиной гид как-то договорился с норвежским капитаном по телефону и мы на автобусе, сломя голову, летим к следующей пристани и – слава питерским водителям и норвежским морякам! – наконец вступаем на обетованную палубу.

Пароход отваливает от берега, чайки нас провожают с голодными криками. Мы счастливы.

Погода, как и во всей Норвегии, непредсказуемая – то дождь, то солнце. Но эти мелочи уже не могут испортить настроение – мы едем по самому длинному фьорду Норвегии (около 200 км), который берет начало в Атлантике.

Я не возьмусь даже описывать состояние восторга и трепета, которое охватывает при поездке по фьорду. Любые слова будут скудны. Все время казалось, что из-за какого-то поворота вылетят драккары с викингами.

По обеим сторонам фьорда огромное количество красивейших водопадов.

В Гудвангене мы высаживаемся.

Дальше на автобусе почти до Бергена. На этот день обязательная программа по происшествиям и приключениям была выполнена. До отеля добираемся спокойно с заездом на очередной водопад.

Погода совершенно разгулялась, фьорд под солнечными лучами выглядит нарядно, просто глаз не отвести от этой ослепительной красоты.

А вот в этих сетках искусственно разводят рыбу. Как нам объяснили, рыба в Норвегии продается дикая и «домашняя». По вкусу вроде дикая предпочтительней, но я не настолько гурман, поэтому мне вся она казалась исключительно вкусной.

Городок на берегу залива, в котором мы ночуем, очень уютный. Небольшой и без достопримечательностей. Разве что сам отель в английском колониальном стиле, на котором прибита табличка с годом основания – 1857. Несмотря на уверения гида, что смотреть здесь совершенно нечего, я упрямо иду бродить по городку и нахожу очаровательный фонтанчик.

Утром следующего дня мы в Бергене. Список моих любимых городов пополнился еще одним. Второй по величине город в Норвегии, одно время даже был столицей. Сегодня это крупный порт и центр нефтяной промышленности. При этом он просто красив. Бергенская набережная находится под эгидой ЮНЕСКО.

Я вместе с компанией таких же безответственных товарищей прогуляла экскурсию в музей Грига, но при этом мы успели вдоволь нагуляться по набережной и по рыбному рынку, поесть шашлыков из креветок, подняться на фуникулере на обзорную площадку над городом.

Нашлись и в Бергене забавные артефакты.

Из Бергена не хотелось так быстро уезжать, но нам предстоял перегон в район Нордфьорда. На следующий день была запланирована вылазка на ледник Бриксдаль, которую я очень ждала. Грузимся на очередной паром вместе с автобусом и без происшествий добираемся до отеля.

Ну и вот наступил тот день, из-за которого я, собственно, организовала всю эту чехарду. Мой день рожденья. У меня не хватило фантазии, как лучше можно было его отметить. Праздничный наряд – джинсы, ветровка, кроссовки. Банкетный зал – великолепная, сногсшибательная природа удивительной северной страны. Гости – случайные попутчики. И, конечно же, тепло тех, кто далеко, но все же рядом.

Ну согласитесь, получить вместо ресторана вот это – большая удача.

На ледник идем пешком мимо водопада. Так что успеваю с утра принять бодрящий душ.

Без приключений опять никак. Все люди, как люди, одна я иду другой тропой. Путь указал водитель Артём, соблазнив его краткостью. Ну а, так как девушка я доверчивая, то легко поддалась на провокацию. И не пожалела. Правда часть пути пришлось ползти на четвереньках, зато из этой позиции я успела рассмотреть кусты спелой брусники. Не то, чтобы движение мое прекратилось, но временно замедлилось. Настолько, что к леднику по короткой дороге мы подошли, когда вся группа уже возвращалась, пройдя по длинной. А зато мы перелезли через запрещающий забор (слава богу, гид не видел) и подошли под самый язык ледника. Некоторым хотелось его не то потрогать, не то полизать. Мечты должны сбываться.

А вот и именинница, изображающая не то румынскую гимнастку на пенсии, не то Кариатиду с остеохондрозом.

Норги сохранили множество языческих традиций. Одна из них – строить вот такие пирамидки из камней. Строишь и загадываешь желание, а ночью приходит тролль и исполняет его.

На обратном пути свела знакомство с одной гламурной козой.

Дальше наш путь лежал к Герангерфьорду, но гид предложил совершить дополнительную поездку на смотровую площадку над фьордом: вид, мол, оттуда потрясающий. Что было потрясающим, так это подъем на Далсниббу. Я его не забуду никогда. Смотровая площадка на высоте полторы тысячи метров над фьордом. Подъем по такому крутому серпантину, что страшно глянуть вниз. Хорошо, что у меня была припасена бутылочка кальвадоса, он несколько снял напряжение. Но вид с площадки, действительно открывается восхитительный. Жаль, что опять было облачно, и фьорд оказался затянут дымкой.

Спуск к подножию горы с закрытыми глазами и стаканчиком кальвадоса в руках прошел успешно. Мы грузимся на очередной паром.

Едем по самому красивому фьорду Норвегии – Герангеру. Выброс в организм адреналина и вливание кальвадоса бесследно не прошли. Водопад Жених видится вполне определенной конфигурации.

Ночуем в Олесунне практически на Атлантическом побережье. Провожаю один из лучших дней в своей жизни на Атлантике.

Утром Олесунн выглядит совсем другим. Он не похож на другие норвежские города и этим интересен. Город был практически уничтожен пожаром в 1904 году и отстроен заново в неоклассическом и неоготическом стиле.

Не могу спокойно пройти мимо памятника какому-то Буратино.

Ну и мои любимые горячо до слёз крыши.

После пешей прогулки по городу едем в аквариум, который, надо сказать, особо не впечатляет, но есть отдельные волнительные моменты. Например, одна рыба, которую мне представили, как кошку, оказавшаяся в жизни волком. Среди меня была проведена широкомасштабная рекламная кампания на тему, как эти милые рыбки любят, чтоб их гладили, сами подставляют спины. Одна такая милая скотина чуть не цапнула меня за руку. Пацифизмом от нее даже не попахивало. Нет, нет и еще раз нет! Рыба-лосось и рыба-горбуша мне нравятся гораздо больше. Особенно на тарелке.

Очень понравился бассейн, в котором навалено всякой морской твари в ассортименте и которую можно брать руками. Начала я с морского огурца. Тоже невинное создание вроде. Подлости не ожидала. Кто ж знал, что он мастерски плюётся. За это чуть не поплатился.

Кроме фауны в аквариуме так же представлена флора.

Но хитом аквариума для меня стали пингвины. Слава богу, их не успели покормить перед нашим посещением и они показали настоящее пингвин-шоу с песнями, плясками, художественным спуском на воду и акробатическими этюдами в бассейне. А один так вовсе расстарался – не то кашлянул, не то чихнул, я так и не поняла.

Пришла пора возвращаться в Осло и – через паром на Копенгаген – домой. Дорога бежит мимо Стены Троллей. Она покрыта облаком, как тайной.

Проехать предстоит почти 700 км с ночевкой под Лиллехаммером. Оттуда уже совсем немного. По пути наблюдаю, как стоятся туннели и расширяются магистрали в Норвегии. Без комментариев.

Стадо длинношеих.

Побродить напоследок еще пару часов по Осло, проститься с новыми знакомыми и – прощай Норвегия! Мне было здесь хорошо, как дома. Кто знает, может еще встретимся...