История не лишена иронии. Раньше в случае потенциальной опасности российское население скупало соль и спички. Теперь скупает французские вина и пармезан. Впрочем, с одних таких запасов особо не прокормишься – и потому уже на этой неделе в Беларусь собирается приехать министр сельского хозяйства РоссииНиколай Федоров. Уже известно, что речь на встрече пойдет о поставках в Россию белорусского продовольствия.
А по данным информагентства Regnum, министр сельского хозяйства Беларуси Леонид Заяц выразил готовность обеспечить поставки сельхозпродукции для Калининградской области. Об этом сообщил калининградский губернатор Николай Цуканов. «Позвонил министру сельского хозяйства Беларуси. Леонид Заяц выразил готовность закрыть выпадающие позиции. Те же яблоки у них по совершенно конкурентной цене и отличного качества, − написал Цуканов в Twitter. – По сырью для наших переработчиков: мы анализируем все потребности, Беларусь рассматривает. Далее выходим на подписание соглашения».
Кто что теряет
Пожалуй, главная новость прошедшей недели: решением правительства России с 7 августа из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии запрещается импортировать свинину, мясо крупного рогатого скота, мясо и пищевые субпродукты из птицы, колбасы, рыбопродукты, молоко и молочную продукцию, фрукты и орехи. То есть список запрещенного продуктового импорта выглядит очень даже внушительно. Срок действия российского эмбарго – один год. Эмбарго не затрагивает кондитерские изделия, оливковое масло, консервы и детское питание.
Понятно, что есть и отечественные производители, и страны, импорт из которых разрешен, но все же российские потребители – уже понятно – неизбежно пострадают. Во-первых, из-за сокращения ассортимента, поскольку не по всем товарным группам возможно произвести адекватное импортозамещение. Также потребителей может ожидать рост цен – особенно в первое время. Третье – это неизбежное снижение общего уровня качества продуктов на прилавках.
Также окажется подорван довольно большой сегмент российского продовольственного бизнеса, в том числе прекратится деятельность импортеров, таможенных брокеров, логистических компаний, перерабатывающих компаний, а также розничных продавцов. Количество людей, вовлеченных в данные виды бизнеса, по данным «Газета.Ru», может исчисляться десятками тысяч.
В свою очередь, сильно пострадают и зарубежные производители сельхозпродуктов, прежде всего – европейские. Только их ущерб от санкций России тянет на 5 млрд евро. Из-за этого Еврокомиссия уже готова распечатать фонд размером 400 млн евро, специально созданный для выплаты компенсаций производителям, не сумевшим реализовать свою продукцию по политическим причинам.
Россия – второй по величине экспортный рынок Евросоюза по продуктовым товарам. По данным Еврокомиссии, общий продовольственный экспорт ЕС в РФ составляет примерно 11 млрд евро (около 10% всего товарооборота). «Объемы российского импорта показывают, что Россия даже спустя 20 лет после развала Советского Союза так и не смогла обеспечить свои потребности», – заявил еврокомиссар Карел де Гюхт.
Некоторые страны Европы уже оперативно подсчитали грядущие убытки. Так, австрийские фермеры от разрыва «российских» контрактов потеряют 238 млн евро, финские производители молочной продукции – около 300 млн, поляки от запрета на ввоз в Россию их овощей и фруктов – до 600 млн евро. Греческие экспортеры вообще заявили, что российское эмбарго фактически «ставит крест» на урожае овощей и фруктов этого года в их стране. Также европейцы опасаются, что дешевое восточноевропейское мясо и овощи, ранее поставляемые в Россию, теперь поступят в Западную Европу, тем самым обрушив цены на местных рынках.
Белорусский шанс
Беларусь давно присутствует на российском продовольственном рынке, в первую очередь со своим молоком и мясом, а также всевозможными продуктами из них. Тем не менее, до сих пор в Россию поставлялось не очень много белорусских продуктов глубокой переработки (исключение – сыры). Теперь ситуация может перемениться – если, конечно, «потянет» белорусский АПК. «Для нас это клондайк. Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия», – сказал первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич.
«Поставки мяса из Евросоюза, США и Канады можно заменить поставками из Бразилии, Уругвая, Парагвая, Аргентины и Беларуси, – заявил российский министр сельского хозяйства Николай Федоров. – Такая работа уже началась». Что касается «молочки», то тут ситуация такова: «Сегодня российское молочное животноводство производит 31 млн тонн молока, но РФ по-прежнему импортирует более 60% молочной продукции, – сообщила журналистам представитель национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит.
– Самый главный импортер молока в Россию – Беларусь. И мы теперь рассчитываем на рост импорта из Беларуси».
Однако тут не все просто. Нужно вспомнить, что еще 29 ноября Александр Лукашенко указал на низкую результативность выполнения программы строительства новых молочно-товарных комплексов. До октября 2013-го планировалось завершить реконструкцию 1208 молочно-товарных ферм за счет собственных средств сельхозпредприятий, но даже до конца года в строй введены лишь 940.
В результате программа развития молочной отрасли в регионах не выполнена. Более того, по сравнению с 2012 годом в ряде областей снизилось производство молока и продажи молочной продукции.
Более того: масштабная программа реконструкции молочных ферм, по признанию специалистов Минсельхозпрода, дала обратный результат. Сельхозпредприятия не смогли самостоятельно произвести техническое перевооружение. Сегодня по всей стране новое технологическое оборудование поставлено менее чем на 10% молочных ферм. Например, в Минской области, наиболее технологически продвинутом регионе, из 1161 фермы только 92 оснащены современным оборудованием. К тому же далеко не на каждом предприятии установленные новые технологические линии вообще используются.
Добавим сюда сильно пострадавшее от прошлогодней эпидемии АЧС свиноводство. В результате становится понятно: совсем не факт, что Беларусь сможет помочь России, быстро нарастив поставки мясо-молочной продукции.
Однако, по оценкам экспертов, в наибольшей степени от эмбарго пострадает российский рынок овощей и фруктов: доля импортной продукции там составляет 80%. И здесь Беларусь – плохой помощник для восточного соседа. Беларусь сама закупает за рубежом овощи и фрукты – вплоть до картофеля (50% потребления) и яблок – чаще всего в магазинах на прилавках лежат польские и голландские. В январе-феврале удельный вес продаж импортных овощей значительно вырос и составил 21,9%. В марте-апреле объемы импорта продолжали увеличиваться.
Еще не так давно импорт занимал в общей массе овощей только 10% и был представлен в основном арбузами, дынями, перцем, баклажанами и томатами. Однако в прошлом году эта цифра приблизилась к 50%. Беларусь импортирует огурцы, капусту, лук, чеснок, морковь и зелень. Даже традиционный картофель в прошлом году закупали в 16 странах мира. В 2014 году заметно выросли поставки на белорусский рынок томатов из Турции и Испании, яблок, капусты и шампиньонов из Польши, груш из Бельгии. Рост импорта овощей отмечен по всем позициям. При наличии собственной белорусской капусты в IV квартале 2013 года к нам было поставлено 4,4 тыс. тонн «пекинки» из Польши – почти в 3,5 раза больше, чем за тот же период годом ранее.
Реальная жизнь
Главная опасность для Беларуси во всей этой истории: очень высока вероятность, что из-за резкого роста поставок в Россию в белорусских гастрономах «скукожится» ассортимент, а цены резко вырастут. Нечто подобное мы наблюдали в начале нынешнего года – тогда цены на свинину и курятину резко выросли, а многие продукты из них исчезли из магазинов. Причина: производителям было выгоднее отправлять продукцию в Россию. Теперь же цены в России еще больше оторвутся от белорусских.
С другой стороны, белорусы теперь могут неплохо зарабатывать, создав каналы реэкспорта продовольствия из тех же Польши, Литвы, других стран ЕС. «Ничто не мешает владельцу белорусского бусика загрузить его польскими сырами и просто переехать границу. Опыт такой у белорусов есть с 90-х», – пишет один из пользователей Facebook.
То же самое вполне может быть организовано и на государственном уровне. Точнее, на уровне близких к государству бизнес-структур. Конечно, российские власти уже пообещали такого не допустить. Однако за последние 20 лет белорусское руководство хорошо научилось зарабатывать на «сером» транзите – можно вспомнить и Фонд Махмуда Эсамбаева, и торговый дом «Белая Русь», и поставки «растворителей» и «разбавителей».
В самом деле, по обычному яблоку не скажешь, выросло оно под Познанью или под Бобруйском. А при желании, можно и просто переклеивать этикетки в РБ. Создается совместное предприятие с производителем из Европы – и вперед.
Резюме
Юлия Латынина (российская журналистка, писательница), «Эхо Москвы», передача «Код доступа»:
- Конечно, очень подвалило Беларуси, подфартило батьке Лукашенко, потому что сейчас Беларусь у нас станет великой морской державой, производителем лосося, сыра пармезан, чего-то еще. Потому что это физически невозможно перекрыть – у нас Таможенный союз. И если они там переклеят свою наклейку и скажут, что, вот, извините, этот сыр пармезан произведен в Беларуси, то что можно будет сделать? То есть мы поддержали батьку, продлили ему многие лета жизни.
Денис Лавникевич
Комментарии
Заездили вот эту совершенно неочевидную фразу .Но ни один автор употреблявший подобную фразу так и не назвал ни одной группы, которую бы нельзя было заместить внутренним или продуктом другого импортера.
Все что нельзя заместить это бумажка с название и ценником.вот и все.и еслии раньше написано "Яблоки польские" то теперь будет по иному.
И как смена надписи может повлиять на продовольственное положение страны?
Но разница есть и если не идиотская невидимая рука рынка будет определять продполитику страны, а грамотное политическое управление с эл-тами планирования, то страна не будет задыхаться от неуверенности и полагаться на "счастливый случай.
Только на реэкспорте будут зарабатывать и россияне, как делали и раньше, только, видимо, уже в больших масштабах...