Играй как Путин

Сегодня, 11 августа, «Новая газета» опубликовала расшифровку заседания исполкома Российского футбольного союза, где обсуждался вопрос об участии в чемпионате РФ крымских клубов. В «Новой газете» оговариваются, что не относятся к этой записи с «абсолютным доверием», однако вероятность того, что она подлинная, очень высока. Первые лица российского футбола отчаянно ругаются между собой: присоединять крымские клубы надо, но вероятность попасть после этого под санкции УЕФА и ФИФА очень велика. А у международных футбольных ассоциаций санкции очень простые: они могут либо оставить российские клубы без еврокубков, либо дисквалифицировать сборную страны. Либо вообще лишить Россию права на проведение Чемпионата мира в 2018 году.

 

В опубликованной записи с закрытого заседания исполкома РФС владельцы частных футбольных клубов ругались с представителями государства и лично с главой РФС Николаем Толстых. Ведь те, в случае санкций, не теряют почти ничего, а бизнесмены могу получить серьезный удар по своим клубам и по своим активам в целом. Но решение о присоединении крымских клубов уже принято наверху, а значит, его надо выполнить. И приготовиться к ответным мерам.

 

По состоянию на весну этого года в Крыму было два основных футбольных клуба – симферопольская «Таврия», первый чемпион независимой Украины, вылетевший в 2014 году в первый дивизион, и ФК «Севастополь». Весной, на волне общей российской эйфории по поводу Крыма, «Таврии» и «Севастополю» обещали все блага. «Таврию» звали сразу в российскую премьер-лигу, «Севастополь» – в первенство ФНЛ. Думали ради них о расширении премьер-лиги с 16 до 18 команд. Министр спорта Виталий Мутко обещал найти командам российских инвесторов. В Крыму только радовались в ответ, лишь иногда смущенно указывая на некоторые нестыковки. Например, в «Таврии» не было ни одного футболиста с гражданством РФ, хотя по регламенту РФС их только на поле должно быть минимум четверо. Но дальше начались проблемы серьезнее.

 

Во-первых, «Таврия» и ФК «Севастополь» – украинские юридические лица, и их выступление в чемпионате России было бы грубейшим нарушением международных футбольных норм. Во-вторых, клубы-новички в чемпионате России имеют право стартовать только со второго дивизиона, а никак не сразу с премьер-лиги. В третьих, спонсором (по некоторым данным, совладельцем) «Таврии» на протяжении шести лет был украинский олигарх Дмитрий Фирташ, которого российские СМИ называли «спонсором киевского Майдана». А украинские владельцы «Севастополя» до последнего хотели, чтобы клуб играл в чемпионате Украины, а когда поняли, что это будет невозможно, просто прекратили финансирование.

 

Но самое главное, на ситуацию обратили внимание международные футбольные ассоциации – ФИФА (главный международный управляющий футболом) и УЕФА (управляет европейским футболом). В июне из ФИФА в РФС пришло письмо с настоятельным требованием не заявлять крымские клубы в чемпионат России «до разъяснения правовой ситуации». А правовая ситуация очень простая: «своим» Крым считает только Россия и еще три государства, например, Никарагуа. На Украине, в Европе и в подавляющем большинстве стран мира присоединение полуострова считают незаконным.

 

Это письмо резко охладило головы чиновников РФС. Для начала было принято решение о создании новых, уже российских юридических лиц со сменой их названий. Таким образом «Таврия» и «Севастополь» прекратили свое существование. Болельщики писали письма и просили сохранить «Таврию» – команду с полувековой историей. Но в сложившейся ситуации про болельщиков думали в последнюю очередь. Вместо старых клубов появились симферопольский ТСК, севастопольский СК ЧФ и ялтинская «Жемчужина». По появлявшимся в украинских СМИ сведениям, они зарегистрированы в Крыму, но для подстраховки еще и в Краснодаре, Ростове и Таганроге. В РФС заявили, что все они будут приняты во второй дивизион чемпионата России (зона «Юг») – таким образом, еще одно требование регламента было соблюдено. А вот дальше исполкому РФС предстояло самое сложное – собраться и проголосовать за вступление этих клубов, зная, что, с одной стороны, на это есть политическое решение свыше. С другой стороны, за это могут больно наказать. Судя по записи в «Новой газете», решение давалось очень тяжело, даже мучительно.

 

Партию «несогласных» возглавил «голос номер два» (его приписывают владельцу ЦСКА Евгению Гинеру). Для них потенциальные санкции – это страшный удар по клубам, зарабатывающим на выступлениях в еврокубках. А также по основному бизнесу, который разбросан по миру, и предпринимателям для его сохранения нельзя становиться невыездными. «Понимаете, ему (президенту РФС Николаю Толстых) нечего терять. А мне надо клуб содержать. А завтра нас снимут с (чемпионата мира) 2018 года. Еще одну санкцию получим – снимут 18-й год (видимо, имелось в виду, что у России отнимут право на домашний чемпионат мира – прим. ред.). Почему? Потому что некоторые здесь мудрые люди, в виде президентов, просят поставить галочку».

Гинера поддерживали владелец «Анжи» Сулейман Керимов. «Члены исполкома под санкции попасть могут», – прямо говорит он. А также владелец ФК «Краснодар» (и еще «Магнита» – одной из крупнейших ритейлерских сетей в России) Сергей Галицкий. Его примиряющее выступление – это вообще лучшая иллюстрация к тому, каково сегодня успешному бизнесмену в России.

 

«Еще раз говорю: да, мы граждане этой страны, и все четко понимаем... Мы всегда выберем страну свою, а не все остальное. Тут вопросов нет. Но, может быть, есть какие-то промежуточные варианты, – говорил «голос номер десять», приписываемый Галицкому. – Ведь УЕФА, ФИФА будут испытывать давление, для того чтобы применить к нам санкции. Может, все-таки раз четыре клуба есть, санкционировать образование пятого и сыграть в три-четыре круга им один год? Потому что сейчас, на таком нагнетании обстановки, могут они воспринять, что мы дальнейшее им в пику делаем. И мы можем потерять… Чемпионат мира – это сложная такая конструкция... Сейчас, помимо того, что мы можем потерять еврокубки, иностранцы начнут уезжать, карточный домик посыплется».

 

Однако на все голоса несогласных нашелся владелец «Локомотива», глава РЖД Владимир Якунин. Он под санкции уже попал, и терять ему было нечего. С Гинером он просто грозил перестать здороваться. «У нас страна под санкциями. У нас президент один на бруствере стоит, – внушал Якунин. – А вы рассуждаете о том, что вы страну подведете, что нам дополнительные санкции вставят? Вставят! Что б вы ни делали. Вы хоть на пузе перед ними будете ползать – вставят! Понимаете? Тогда вы либо линяйте из этой страны, либо ведите себя соответственно, как граждане этой страны».

 

Якунин разозлился не на шутку, а заодно обогатил русский язык словом «впежить». «При чем тут юридическая правильность или неправильность? В санкциях какая юридическая правильность? Ты о чем говоришь? Тоже мне – политик! Из горшка, – выговаривал он Гинеру. – Давайте-ка вернемся к тому, кто мы такие, в какой стране живем, граждане какой страны, а потом считать, какие санкции нам американцы впежат. Мне уже впежили».

 

Членам исполкома РФС было очень плохо, они не хотели брать на себя ответственность. Хотели звонить главе администрации президента Сергею Иванову для политической консультации. Хотели даже Владимира Путина набрать в отчаянии. «Сейчас звонить ВВ? Ну давайте мы позвоним ВВ, вопросов нет. Сейчас давайте вот представим, такая возможность есть. Что я ему буду говорить: «Владимир Владимирович, вот такая ситуация», – а он мне: «Да пошел ты!» – и правильно сделает», – говорит «голос номер три», приписываемый экс-главе Счетной палаты Сергею Степашину.

 

И в финале разговора члены исполкома РФС все же решили не голосовать, а сделать эту процедуру заочной. Заседание прошло 31 июля, и только 8 августа было объявлено, что крымские клубы будут играть в чемпионате России. Теперь нужно приготовиться и ждать, что в ответ скажет ФИФА. Очередные консультации этой организации с Федерацией футбола Украины по поводу «аннексии» футбольных клубов проходят в Киеве сегодня, 11 августа. И позиция ФФУ очень простая, там говорят: Крым наш. «Крым – украинский. Все, что находится в Крыму, все субъекты футбола – под юрисдикцией ФФУ. Это позиция неизменна и четко определена исполкомом. Другой позиции у Федерации футбола не будет», – заявил накануне консультаций украинскому изданию «Террикон» первый вице-президент ФФУ Анатолий Попов.

 

Точечных и мягких санкций со стороны международных футбольных ассоциаций просто не существует. Они могут запретить российским клубам участвовать в еврокубках, и это станет жестким ударом по ним – бюджеты станут меньше, ведущие игроки разъедутся. Прецеденты были: в 1985 году Англию дисквалифицировали из еврокубков на пять лет после трагедии на брюссельском стадионе «Эйзель». Тогда, во время финального матча Кубка европейских чемпионов, фанаты «Ливерпуля» прорвали ограждение и напали на фанатов «Ювентуса»; в давке погибло 39 человек. ФИФА может исключить сборную России из международных соревнований, оставив ее как минимум без Чемпионата Европы 2016 года. Прецеденты тоже были: сборная ЮАР не играла в международных матчах все годы, что продолжался апартеид. А в 1992 году из-за начавшейся войны с Чемпионата Европы была снята отобравшаяся туда в квалификационных матчах сборная Югославии. Кстати, часто ФИФА дисквалифицирует сборные тех стран, где государство вмешивается в дела национальных футбольных союзов.

 

Наконец, Россия может остаться без домашнего чемпионата мира в 2018 году. Таких прецедентов еще не было. И надо ли говорить, к какому пропагандистскому угару и еще большей изоляции страны это приведет. Конечно, РФС сделает все возможное для смягчении позиции ФИФА, но, как сказал все на том же исполкоме РФС Владимир Якунин: «Есть хорошая русская поговорка: снявши голову, по волосам не плачут. Единственное, о чем мы должны задуматься, и я это сказал, чтобы своей, может быть, мелкой активностью не навредить большому делу».