Гуманитарный тупик

Массовые артобстрелы городов ДНР и ЛНР привели не столько к ликвидации ополченцев, сколько к резкому ухудшению гуманитарной ситуации на Донбассе. В том же Луганске не работает система водоснабжения, нет электричества. В Донецке ситуация не лучше - местные власти говорят о том, что в городе уже заканчиваются медикаменты. Некоторые страны Запада - та же Великобритания - отрицают сам факт бедственного социально-экономического положения Донбасса, что вызывает крайне негативную реакцию со стороны России. «Даже если СМИ в Соединенном Королевстве по какой-то неизвестной причине предпочитают не информировать о ней общественность, это не означает, что ужасающая гуманитарная катастрофа не существует, - отмечается в заявлении российского посольства в Лондоне. - Намеренное молчание о ней это не более чем предвзятое отношение и искажение фактов».

Киев же бедственное положение Донбасса отчасти признает (правда, по украинской версии ответственны за это ополченцы, которые упорно и методично расстреливают собственные города и инфраструктурные объекты), однако тут же добавляет, что Россия намеренно преувеличивает серьезность ситуации для того, чтобы воспользоваться ею в качестве предлога для возможной гуманитарной интервенции. Так, заместитель главы администрации Петра Порошенко Валерий Чалый в эфире украинского ТВ рассказал гражданам страны, что в ночь с 8 на 9 августа глава государство лично спас Украину от российской интервенции. Якобы к границе двигался огромный конвой гуманитарной помощи, который должен был стать прикрытием для интервенции (ввод войск объяснялся бы необходимостью защиты конвоя). И лишь экстренные переговоры президента с «мировыми лидерами» заставили русских остановиться. Западные страны уже по традиции поддержали весьма сомнительные заявления украинских властей, и предупредили Москву о последствиях такого шага. «Любая односторонняя интервенция России на украинскую территорию - даже под предлогом оказания гуманитарной помощи - будет ... рассматриваться как вторжение в Украину», - заяила постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр.

В России же обвинения Киева опровергают. «Мы затрудняемся с пониманием того, что имелось в виду украинской стороной. Не было никаких попыток проникновения российских войск», - отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. И дело тут даже не в том, что в случае принятия политического решения о гуманитарной интервенции Москву могли бы остановить ночные звонки Порошенко мировым лидерам. Если бы Россия захотела ввести войска, то давно бы их ввела. Украинские власти постоянно предоставляют российскому руководству поводы для такого шага, начиная с обстрелов российской территории из артиллерии и заканчивая объявленной охотой на российских журналистов, передающих из зоны боев информацию, отличной от идущей из Киева информации (последним из похищенных стал фотокорреспондент «России сегодня» Андрей Стенин). Возникает ощущение, что украинские власти намеренно провоцируют российское вторжение - они понимают, что лишь интервенция может мочь официальному Киеву консолидировать украинское население, заставить его забыть о растущих социально-экономических проблемах страны, а также обеспечит увеличение военно-экономической помощи со стороны Запада.

Тем более информационная машина Киева начинает давать новые сбои. Так, на днях власти и подконтрольные им украинские СМИ фактически вынуждены были признать недостоверность ранее сделанных официальных заявлений о том, что всего в ходе АТО погибло менее 500 украинских военнослужащих.

Правда, сделали это весьма оригинальным образом - зачислили 3,5 тысячи военных из практически ликвидированного ополченцами южного котла в «пропавшие без вести» и добавили, что скорее всего они мертвы. В результате у населения возникает все больше неприятных вопросов: об эффективности идущей антитеррористической операции, о целесообразности проводимой властями экономической политики, об адекватности самих властей. Если так пойдет дальше, то не исключено, что из разряда табуированных выйдет и вопрос о том, что Украина получила по итогам Майдана - а точнее, что потеряла - и кто в этом виноват. Поэтому не исключено, что могут быть предприняты провокации по втягиванию России в украинский конфликт. В частности, через разыгрывание гуманитарной карты.

Все понимают, что если на Донбассе до начала зимы не восстановить элементарные условия для жизни, то ситуация из сложной станет просто критической. А также всем очевидно, что спасти ситуацию может лишь Россия - несмотря на заявления ЕС о готовности выделить значительные объемы средств для стабилизации ситуации на Донбассе, вряд ли эти деньги дойдут до жителей региона, а у Киева нет ни средств, ни желания для спасения граждан, которых на Украине считают самих виноватыми во всех бедствиях. Российские частные лица и региональные власти уже осуществляют гуманитарные поставки (так, на днях глава Чечни Рамзан Кадыров отправил в Луганск 9 большегрузных машин с медицинскими материалами на сумму в 7,5 миллионов долларов), однако региону нужны куда большие объемы, которые может обеспечить и санкционировать лишь высшее руководство страны. Киев же продолжает делать все возможное для того, чтобы заблокировать доставку российской помощи. Так, украинский МИД заявил о том, что никакая гуманитарная помощь в обход Киева на Донбасс не пойдет. «Согласно нормам международного права для предоставления экономической помощи требуется согласие украинского правительства. Список отправляемых вещей должен быть согласован с украинскими властями, и их доставка на территорию Украины должна совершаться через каналы ООН или Международного комитета Красного Креста», - говорится в заявлении украинского внешнеполитического ведомства.

Москва, казалось, решила проблему - она договорилась с Красным Крестом о том, что направит помощь под его эгидой. Однако Петр Порошенко тут же обрисовал новые условия для спасения Донбасса от гуманитарной катастрофы. «Мы готовы принять гуманитарную помощь, но если эта миссия будет международной, без всякого военного сопровождения, которая поступит исключительно через пункты пропуска на границе, которые контролируются украинскими пограничниками и в сопровождении украинских военных для обеспечения безопасности миссии», - отметил президент.

Очевидно, что эти условия нереализуемы. Пункты пропуска на границе между Россией и Донбассом уже под контролем ополченцев, отправлять помощь через другие участки помощи нецелесообразно, учитывая уровень коррупции в украинской власти и риски, которые возникнут для безопасности самих грузов. Но самое главное в том, что никакого «сопровождения украинскими военными» грузов на Донбасс быть не может - этого не допустят просто сами ополченцы. Поэтому не исключено, что если ситуация к зиме не изменится, то у России может просто не остаться выбора.