Жерар Депардье привез в Выборг, на 22-й Российский кинофестиваль «Окно в Европу» фильм «Виктор», в котором сыграл главную роль. И свое большое сердце.
В интервью «Вечерней Москве» Жерар признался в любви к Москве. Знаменитый артист объясняет, почему он избегает повторов, банальных фраз и обобщений. Для Депардье каждый город, человек, фильм – единственный, неповторимый и непременно прочувствованный. Мировая премьера фильма «Виктор» состоится 11 сентября, в Москве.
- Господин Депардье, сегодня утром вы были в плохом настроении, и довольно сухо поздоровались со мной за завтраком. А к вечеру уже полны самых положительных эмоций, которые щедро дарите жителям Выборга.
- Утром я жил в гостинице, где было слишком жарко, душно, тесно. А мне нужен воздух, большое пространство, поля… Сразу после завтрака, где мы с вами и встретились, я переехал в другую гостиницу «Дружба», расположенную рядом с заливом. Два часа сидел на свежем воздухе на веранде новой гостинице и наслаждался прохладой. Я ведь снимался в Петербурге в роли Григория Распутина и видел ваше северное небо. А в Выборге я впервые. Раньше даже не знал, что есть такой город, и где он находится. Название – иностранное. А когда мне сказали, что Выборг недалеко от Санкт-Петербурга, сразу решил ехать. Действительно, настроение у меня сейчас замечательное. Днем я был на стадионе, на спортивном празднике, и общался с людьми, особенно с детьми – юными спортсменами. Получил много жизнерадостных эмоций.
- В криминальной драме «Виктор» (режиссер Филипп Мартинес) показана очень красивая Москва: с Кремлем, Большим театром, «Метрополем», Москвой-рекой. Любите ли вы столицу России? Есть ли у вас любимые места в Москве? В каком ресторане любите обедать? Симпатичны ли вам москвичи?
- Я – не режиссер, который выбирает виды, панорамы, ракурсы и города. Я – актер, которому нужна чувствительность, люди. Москва – женщина. Поскольку довольно часто женщины упрекают в том, что любой актер всем говорит одно и то же, и этим так скучен, то я не хочу подобного упрека от Москвы. В жизни я уже мало чего боюсь, но оказаться скучным для женщины – страшно.
- Что вы думаете о русских женщинах? Мы же не хуже француженок? Ваш герой Виктор в фильме «Виктор» любит русскую женщину Александру Иванову, которую играет Элизабет Херли.
- Женщины в Москве и в России очень приятные. Когда женщины приятные, с ними хочется общаться. В процессе общения может возникнуть романтическая история. Если дальше и глубже, то захочется посвящать женщине стихи, свои труды. Вы, Анжелика, – такая приятная и красивая, что я хотел бы с вами общаться и стихи для вас писать. Когда я приеду в Москву, обязательно вас найду. Обещаю. Не секрет, что в мире о русской женщине существует стереотип, но я не люблю стереотипы, и мне они не нужны. Женщина – это сердце, и в отношениях с женщинами я слушаю только свое сердце. Мне уже неудобно об этом говорить, когда рядом люди. Я не люблю обобщений, для меня все очень индивидуально. Между прочим, это я взял у своего любимого писателя – Федора Достоевского. Я понял позыв Достоевского, обращенный ко мне, и к каждому человеку. Мне кажется, у Достоевского нет читателей – есть только читатель.
- Господин Депардье, вы настолько сильно любите литературу, что возникает ощущение, будто литература – ваша главная страсть?
- Это так. Для меня и кино, в первую очередь, - литература. Бальзак, Мопассан, Дюма, Достоевский писали истории, в которых люди всех стран мира узнавали себя. До сих пор узнают. И всегда буду узнавать. Кино – это не жизнь, не действительность, а драматургия. В кинематографе нужно создавать персонажи, которые были бы такими же близкими, яркими, точными для публики, как в романе, но при этом еще более ясными, конкретными, понятными, логичными. Поскольку сегодня армия киноманов гораздо более массовая, чем читателей, то кино исключает права на ошибку.
- В 2000 году вы впервые работали с российскими актерами в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», а в последние годы с русскими коллегами должны уже породниться?
- Во-первых, актером считаю себя отчасти. Тогда как российские актеры акцентируют внимание на принадлежности к актерской профессии. Российские актеры думают, что надо закончить актерский институт, причем у лучших мастеров. У меня нет актерского образования. Я даже книг не читал по актерскому мастерству. С детства думал только о том, чтобы выжить, и кино для меня стало способном выживания, а не храмом, не святыней. С каждым годом все больше осознаю – какое же это счастье, что я пришел в кино просто так, без связей, без багажа, без амбиций, без университетов. Мне кажется, что, как актер, я остался тем же парнем, который просто читал историю, и пытался передать зрителем то, что сам чувствует. Мне хочется думать, что ни в одной картине я не играл, как актер. Я пропускал истории через свое сердце, нервы, свою жизнь, и делал это без купюр. Я не врал. Возможно, ошибался, но не врал.
- Простите за вопрос, но почему вы – мастер психологического кино – согласились сниматься в криминальной картине «Виктор», с элементами боевика, где много крови, жестокости? Ваш герой приезжает в Москву, чтобы отомстить за своего сына, которого убили криминальные авторитеты?
- Вы хотите, чтобы я объяснил – почему меня заинтересовала история «Виктора»? На мой взгляд, эта картина гораздо более глубокая, чем обычная криминальная драма. Фильм «Виктор» - по сути – не американский боевик, что для меня принципиально важно. В американском кино мой персонаж стал бы убивать, чтобы стать героем. Он убивал бы много – герою надо больше побед. Но в нашем фильме мой герой не жаждет победы ради своего геройства. Он убивает тех, кто убил его сына, и на эту месть его толкает инстинкт отца, и ничего другого. Для себя ему ничего не нужно. Когда я пропускал через себя судьбу своего героя, отчетливо понимал, что Виктор прожил свою жизнь зря, и понял это, когда потерял единственный смысл – родного сына. Для меня было очень важно, что фильм снимается в России, которую я очень люблю. Я любил СССР при коммунистической власти, любил в 90-е годы, когда строили рыночные отношения, люблю сейчас. И люблю будущую Россию, которую создает Владимир Путин. И благодарю его за это. Я верю в будущую Россию, потому что в принципе верю в Россию и всегда верил. И любил. Моя любовь к России очень чувствительная. Я хорошо чувствую героев Достоевского, более того, они всегда со мной, и это дает мне право считать, что я чувствую Россию.
- Господин Депардье, я видела вас несколько лет назад в Киеве, на фестивале «Молодость», где вы были вместе с Катрин Денев, и где объяснялись в любви к Достоевскому и России. Не кажется ли вам, что если бы сегодня в столице Украины вы говорили о том, как вы любите Достоевского как великого русского писателя, вас бы не поняли?
- Никто не понимает, что сегодня происходит между Россией и Украиной, и это страшно. И я не понимаю.
- Господин Депардье, когда вы вернетесь в Москву?
- В начале осени. 11 сентября в Москве состоится мировая премьера фильма «Виктор» и, разумеется, я ее не пропущу.
Комментарии