Не это ли очередное доказательство лживости армянских воплей о притеснениях со стороны азербайджанцев?
На заре сепаратистского движения в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, как мы помним, армяне выдвигали обвинения в том, что Баку не уделяет должного внимания социально-экономическому развитию области, а также в том, что азербайджанцы якобы проводят политику по культурному и языковому ущемлению армянского населения в НКАО.
Однако реальная ситуация в области отличалась от той, которую рисовали лидеры сепаратистов. Так, например, армянский язык использовался в работе всех партийных, государственных, административных и судебных органов, прокуратуры, а также, в соответствии с языковой потребностью населения, в образовании. Обеспечивалось вещание на армянском языке местных теле и радиопередач, издавались газеты и журналы - на армянском языке печаталось пять независимых периодических изданий.
На развитие НКАО за 1971-1985 годы было направлено 483 млн. рублей капитальных вложений, что в 2,8 раза превышало сумму капитальных вложений за предшествующие 15-летие. В течение 15 лет строительство жилья на одного человека по Азербайджану составляло 3,64 кв. м., по НКАО – 4,76 кв. м. Количество койко-мест в больничных учреждениях на 10000 человек в НКАО было на 15% выше, чем по республике. По количеству дошкольных мест НКАО имела относительно высокий показатель среди регионов республики. Так, в 1971-1985 годах по количеству мест в детских учреждениях на 10000 человек в НКАО в 1,4 раза превышал аналогичный средний показатель по республике. То же самое относится и к количеству мест в общеобразовательных школах на 10000 человек – опережение по НКАО составляло 1,6 раза.
В целом опережающий уровень обеспечения населения жильем, товарами и услугами в НКАО по сравнению с республиканским являлся характерной особенностью социально-культурного развития этой области. На каждого местного жителя области приходилось площади в жилых домах почти на треть больше среднего республиканского, а сельчанин располагал площадью в 1,5 раза превышающей у крестьянина республики, лучше было обеспечение медперсоналом (в среднем в 1,3 раза больше), больничными койками (на 3%). Шире была сеть культурно-просветительских учреждений (более чем в три раза кинотеатров и клубов, в два раза - библиотек), в расчете на 100 читателей приходилось в 1,6 раз больше книг и журналов.
В действительности НКАО развивалась более высокими темпами по сравнению с Азербайджаном в целом. Например, если выпуск промышленной продукции по республике в 1970-1986 годах вырос в три раза, то по НКАО – 3,3 раза (темпы роста здесь были выше на 8,3 %). В 1986 году было сдано в эксплуатацию в 3,1 раза больше недвижимого имущества, чем в 1970 году, в то время как по республике этот показатель составлял 2,5 раза. По основным показателям социального развития НКАО превышала средний республиканский показатели. Во всей республике, в том числе и в области наблюдался значительный прогресс в развитии культурного строительства. В 1988/89 учебном году в Нагорном Карабахе функционировало 136 средних общеобразовательных школ с обучением на армянском языке (16120 учеников) и 13 интернациональных школ (7045 учеников).
В целом, в Азербайджане в указанном учебном году действовала 181 армянская (20712 учеников) и 29 интернациональных (12766) школ. В Государственном педагогическом университете города Ханкенди более 2130 студентов, большинство из которых составляли армяне, получали образование в азербайджанском, русском и армянском секторах. Кроме того, в Нагорном Карабахе действовали десятки специализированных техникумов и профессиональных училищ с обучением на армянском и русском языках.
В отличие от горных и удаленных от столицы Азербайджана других административных территориальных единиц, НКАО была обеспечена технической инфраструктурой по приему теле и радио программ. Учитывая вышеуказанное и опыт существования и развития НКАО в составе Азербайджана, она как сложившаяся форма автономии полностью отвечала экономическим, социально-культурным, национальным и бытовым особенностям населения автономной области. Не говоря уж о том, что все главные должности – от первого секретаря обкома до заведующих библиотекой – занимали исключительно армяне.
Хотелось бы привести и воспоминания тех, кто в те годы активно занимался урегулирование конфликта в НКАО. Так, бывший член Комитета особого управления НКАО Виктор Мишин, в интервью автору этих строк сказал следующее: «Социально-экономическая ситуация в НКАО была гораздо более благоприятной, чем в абсолютном большинстве районов Азербайджана. Достаточно сказать, что практически все населенные пункты области были соединены дорогами с твердым покрытием. Обеспеченность населенных пунктов школами, фельдшерско-акушерскими пунктами, больницами, здравпунктами была выше, чем в большинстве районов Азербайджана.
К слову сказать, тогда в Московской области, в 50-70 км. от МКАД, дорогами с твердым покрытием были связаны только районные центры и центральные усадьбы колхозов и совхозов, да и то, далеко не все. Все районы НКАО, от Гадрутского до Мардакертского, по расходам на нужды населения входили в десятку наиболее благоприятных районов Азербайджанской Республики».
Бывший 2-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Василий Коновалов: «Утверждения армянской стороны о том, что, мол, Карабах не развивался в составе Азербайджана, просто смешны. Вы можете взять статистику тех лет по ВВП Нахчыванской Автономной Республики и НКАО и сравнить. Вот тогда вы и увидите, развивалась в те годы область или нет».
Однако армянам, как всегда, этих доказательств лживости их утверждений может показаться недостаточно. Поэтому сегодня мы публикуем еще одно свидетельство лживости утверждений армянских сепаратистов о том, что Баку якобы проводил политику по культурному и языковому ущемлению армянского населения в НКАО. Это фото на нашем сайте публикуется впервые. На фото изображен фасад карабахского Обкома, в котором также расположился и КОУ. Обратите внимание на вывеску, указывающую, что в этом здании располагается областной комитет Коммунистической партии Азербайджана по Нагорному Карабаху. Но сначала идет указание на армянском языке, а затем уже – на азербайджанском. Хотя, согласно статье 73 принятой в 1978 году Конституции Азербайджанской ССР, «государственным языком Азербайджанской Советской Социалистической Республики является Азербайджанский язык».
То есть, все вывески и обозначения государственных ведомств должны были указываться в первую очередь на азербайджанском языке. Но, ради того, чтобы армяне не чувствовали себя ущемленными в Карабахе, Баку пошел даже на нарушение Конституции, позволив указывать названия учреждений сначала на армянском, а затем – на государственном языке. Для сравнения приводим вывеску с парламента Республики Северная Осетия-Алания: сначала идет указание на государственном языке Российской Федерации - русском, а затем – на осетинском. А вот на здании парламента Ингушетии и вовсе красуется надпись лишь на русском языке. И ни у кого в Осетии или Ингушетии не возникает мыслей о притеснении.
Публикуемые нами фотофакты – не это ли очередное доказательство лживости армянских воплей о притеснениях со стороны азербайджанцев?
Бахрам Батыев
Комментарии