Война санкций: Россия наносит ответный удар

К чему могут привести торговые войны, и как это отразится на российских потребителях?

Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев
 

МОСКВА – Правительство Российской Федерации запретило поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Об этом в четверг, 7 августа заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Ограничения введены сроком на один год. Они не коснутся на продуктов детского питания.

Напомним, накануне президент Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ».

«Фактически речь идет о введении эмбарго на импорт целых категорий продукции из тех стран, которые ввели экономические санкции в отношении российских организаций и граждан», – подчеркнул Медведев.

Он настаивает, что это вынужденные, ответные меры.

В Евросоюзе введенный запрет на ввоз продовольствия в Россию назвали неоправданной и непродуктивной мерой. «Это контрпродуктивно и неоправданно», – цитируют СМИ дипломатический источник в ЕС.

Член научного совета Московского центра Карнеги, профессор факультета политологии ВШЭ Николай Петров назвал решение Кремля «достаточно просчитывавшимся ходом».

«И, наверное, он наименее опасный, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – Теперь начнется некая торговая война, и до тех пор, пока ВТО не предпишет снять эти ограничения, они будут действовать».

По мнению эксперта, здесь важно то, что фактически это переводит войну санкций в формат, который сразу почувствует рядовой потребитель.

«Потому что прекращение ввоза целого ряда продуктов вызовет и повышение цен, и перебои в снабжении, – пояснил Петров. – Фактически это делает эффект западных санкций, в ответ на которые и были приняты российские контрмеры, еще более ощутимым».

По его словам, это, по крайней мере, не самый радикальный ответ.

«Можно было бы ожидать – и, к сожалению, это не исключено, – дальнейшей эскалации санкций в связи с событиями на востоке Украины, – развил мысль эксперт. – А если дело ограничится таким демонстративным шагом, то я бы его расценивал как один из самых легких и мирных ответов (Москвы) на действия Запада».

Для научного сотрудника московского Центра комплексных европейских и международных исследований Кирилла Энтина ход российских властей также не стал неожиданным.

«Подобный ответ ожидался, – отметил он в комментарии «Голосу Америки». – Было совершенно логичным, что России предпримет какие-то меры в ответ. Более того, это было неизбежно».

Как ему представляется, российские меры в первую очередь призваны оказать косвенное давление на ЕС через европейские компании.

«Те компании, которые имеют рычаги воздействия не только на собственные парламенты и правительства, но также могут попробовать обжаловать принятые ЕС меры в суде, – уточнил эксперт. – Такие прецеденты, в принципе, уже были».

Энтин склонен согласиться с мнением ЕС, что российские санкции контрпродуктивны.

«Но нужно учитывать, что санкции контрпродуктивны с обеих сторон, – продолжил он. – В любом случае они не могут заменить дипломатию. Санкции не работают сами по себе, на что, возможно, надеялись их инициаторы»

На его взгляд, пока не видно – есть ли какой-то реалистичный вариант выхода из кризиса, или конкретные предложения, на базе которых можно было бы найти компромисс.

«Поэтому санкции никоим образом не решают никаких проблем», – резюмировал Энтин.

Тем временем, в российских СМИ можно видеть оптимистические оценки местных экспертов, утверждающих, что сложившаяся ситуация, в целом, благотворна для российской экономики и российских производителей. «Опережающее импортозамещение», по их мнению, будет стимулировать рост местных производителей, и торговая война почти не затронет интересов населения.

С точки зрения Николая Петрова, это – «успокоительные пилюли».

«Многие СМИ подают указ президента и постановление правительства как своего рода заботу о потребителях, и говорят о том, что роста цен не предвидится, – сказал он. – Конечно, такого быть не может. Это просто перекладывание тягот, вызванных санкциями, на рядового потребителя».

Кирил Энтин тоже считает, что с оптимистическими прогнозами российских СМИ сложно согласиться.

«Не уверен, что российская экономика и российские производители как-то выиграют от того, что ослабеет конкуренция со стороны ряда стран ЕС. Наоборот, для замещения (потерь) придется призывать товары из других стран (преимущественно Латинской Америки – В.В.). Естественно, многие потребителей очень скоро ощутят это на себе», – заключил он.

По оценке Института комплексных стратегических исследований, в 2013 году на импортные продукты питания приходилось почти 40 процентов расходов россиян. В количественном отношении доля импорта составила 43 миллиарда долларов.