Как сообщила «Independent», «мирный план» по Украине, который обсуждается канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным, нацелен на стабилизацию границ Украины и на то, чтобы поддержать страну экономически, наряду с соглашением в энергетике по обеспечению газовых поставок. Чтобы сделка Меркель «была приемлема для русских, международному сообществу будет необходимо признать независимость Крыма и его присоединение к России», – говорится в сообщении.
При достижении договорённости более широкая энергетическая дипломатия, основанная на «сделке по обмену» – обмене стоимости знаний и «ноу-хау» на стоимость сэкономленного газа – станет возможной.
Конец долларовой дипломатии
Согласно моему анализу, гегемония американского доллара закончилась в 2007 году в Ираке – в «Момент Суэца» – когда Китай наложил экономическое вето на энергетическую авантюру США, подобное тому, которое использовали в 1956 году США против Великобритании из-за Суэца. С этого момента, как я считаю, мир стал однополярным в военном отношении и биполярном экономически.
Со времени коллапса «Леман Бразерс» в 2008 году глобальная долларовая экономика функциональна мертва, и действует в зомби-режиме. Те, кто верит, что страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – способны создать альтернативную ориентированную на банки глобальную резервную валюту – просто не понимают, как работают системы денежной эмиссии, основанные на дефиците.
По отношению к Украине есть два ключевых фактора, которые необходимо учитывать. Во-первых, доверительные отношения между Меркель и США были окончательно разрушены Сноуденом и последующими шпионскими разоблачениями.
В результате Германия в настоящее время имеет политическую волю и экономическую возможность проводить свою собственную энергетическую дипломатию на тех условиях, какие посчитает нужными Меркель. Крым является этнически русским; он был объектом внутренней передачи его Хрущёвым Украине в составе СССР; и, независимо от того, что хотели бы сделать из этого США и Великобритания, Меркель вполне готова уступить его России в обмен на соответствующие гарантии.
Украинская политика всегда сводилась всего лишь к контролю над газовыми ресурсами и потоками, а также к схваткам между группировками олигархов, стремящихся контролировать эти доходы. То, что сейчас мы наблюдаем на Восточной Украине – это то, что происходит, когда мафия получает танки.
Политическая договорённость между Россией и Германией наряду с тем, о чём пишет «Independent», определённо состоится и обеспечит по крайней мере временное урегулирование. Что менее ясно – как именно сегодняшние олигархические структуры перейдут в формирующуюся сетевую экономику. Некоторые опасаются вспышки фашизма и национализма в стиле 1930-х годов, но мой анализ по глобальной политике делает саму концепцию национальных государств устаревшим в пользу более текучих и менее зависимых от границ институтов, основанных на мобильных коммуникациях и распространении прямых мгновенных соединений.
Кооперация в энергетике
Весь спектр возможностей для энергетической кооперации на Украине был проиллюстрирован в презентации высших украинских представителей из нефтегазовой отрасли на конференции по нефти и газу в Стамбуле в прошлом году.
Один из них сделал ошеломляющее признание, что из российского газа, поступающего на восток Украины, только 50% доходит через западную Украину до покупателей Европейского Союза. Хотя некоторая его часть уходит неизвестно куда, большая часть либо незаконно используется населением, привыкшим к бесплатному газу с советских времён, а остальная часть тратится вхолостую в чудовищно неэффективной – но надёжной – газотранспортной системе, созданной ещё в советскую эпоху.
Профинансированный ЕС доклад международной инженерно-консалтинговой группы «Мэтт Макдональд» показывает, как 3.2 миллиарда евро ($4.3 млрд.) инвестиций в модернизацию украинской газотранспортной системы окупятся в минимальные сроки, и это только начало. Проблема для поставщиков технологий – таких как «Сименс» – чья передовая газокомпрессорная технология была представлена в Стамбуле – состоит в том, каким образом успешно работать и получать оплату в странах, подобных Украине, с их проблемной правовой и финансовой инфраструктурой.
Сегодняшняя модель газового рынка состоит в том, что российский газ продаётся как сырьевой товар через цепочку украинских и европейских посредников, которые извлекают свою прибыль либо тёмными, либо относительно прозрачными путями.
Это уже не жизнеспособно, и решение сейчас – в модель рынка «Газ как услуга» – в результате чего нейтральные поставщики услуг на газовом рынке получают согласованную оплату за разработку и эксплуатацию необходимой инфраструктуры, и рыночную платформу.
Потребное финансирование поступает не за счёт обычного акционерного и долгового финансового капитала – что бесполезно, когда власть закона слаба – а за счёт кредитных инструментов предоплаты, выпускаемых такими поставщиками как «Газпром», и возвращаемых в платежах за поставленный природный газ.
Хотя этот простой, но радикальный механизм – который уже является предметом прямой транзакции на 85 млрд. долларов США за поставку сырой нефти между российской «Роснефтью» и китайской компанией «Синокем» – для производителей есть возможность финансово сотрудничать непосредственно с конечными потребителями.
К тому же это открывает путь, во-первых, к объединённым в сеть Евразийским физическим рынкам энергоносителей и ценообразованию на базе системы хабов, а, во-вторых, к соглашению о финансовом «Энергетическом клиринговом союзе», по которому производители и потребители энергии участвуют во взаимно гарантированном обмене и ценообразовании.
Использование универсальных энергетических кредитных инструментов для финансовых расчётов даёт возможность не проводить расчёты в валютах, генерируемых банками, таких как доллары и евро, разве что использовать их как расчётные денежные единицы или счётные деньги.
Нет причин, почему такой расчетной единицей должен обязательно быть доллар: и канцлер Меркель приветствовала бы возможность установления цены в евро.
Об авторе:
Крис Кук – бывший директор Международной нефтяной биржи. В настоящее время консультант по рыночной стратегии, предприниматель и аналитик.
Комментарии
Хохма в том, что больше не будет такой "резервной валюты" каким был доллар.
Не будет "центра по печати зелёненьких". А это значит, что определяться будет стоимость валют по их реальной стоимости - по товару и его количеству выставляемых на продажу. А это совершенно иная система ,нежели политизированно-спекулятивная, существовавшая до этого.
Ведь не секрет ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, что реальная стоимость СОВЕТСКОГО РУБЛЯ в долларах, вычисленная по методу "паритета цен на потребительские товары и услуги" составляла на момент начала перестройки 1рубль=10$. Да-да! ДЕСЯТЬ БАКСОВ ЗА ОДИН СОВЕТСКИЙ РУБЛЬ. А сколько он "стоил" при обменах - вы сами прекрасно помните.
Так что мир идёт к "финансовому реализму".
Уходит от "долларового напёрстничества".
НЕ ВЕРИТЬ