Стать как Максимовская

Сотрудник редакции

Ксения Собчак

=========================

Лично я совсем не удивилась по поводу истории с Максимовской. То есть, скорее, наоборот, смотря на репортажи Ромы Супера из Госдумы в связи с каким-нибудь новым экзотическим запретом, я скорее удивлялась, как это оказалось в эфире. Это же классический «эффект заложников самолета»: если навалиться на террориста всем самолетом, кого-то при этом обязательно убьют и поранят, но большинство выживет. Однако никто не хочет быть тем, кого убьют, поэтому отстреливают всех по одному, по очереди.

Все эти дурацкие гадания на кремлевской гуще: «Кто это сделал? Громов или Лесин?», «Почему Ковальчуки не вступились?», «Может, она тоже про дачу Володина что-то готовила?» — все это лишено какого-либо смысла. Ну правда, какая разница, кто? И почему это произошло сегодня, а не послезавтра. Очевиден же тренд, что это неизбежно произойдет со всеми уже даже не гордо «независимыми», а даже «более-менее» независимыми журналистами. Иначе быть не может, потому как риторика Соловьева — Киселева просто не выживет рядом хоть с чем-то более-менее непредвзятым. Давайте еще через год поохаем так по поводу Познера. Очевидно же, что либо его «схарчат» следующим, либо он начнет брать интервью исключительно на темы безопасные и нейтральные.

Скажу вам более того, принцип системы сужения, уничтожения свободы слова работает таким образом, что в итоге падет и нерушимый Венедиктов, какие бы ордена ему сегодня ни вручали. Это тот неизбежный расстрел по одному после того, как пассажиры самолета не навалились всей толпой. А кто-то даже повел пассажиров к запасному выходу из самолета, забыв, что он летит и деваться с него некуда.

У меня другой, гораздо более интересный, практический вопрос.

А кто вот эти молодые люди, которые в сентябре поступят на журфак? Они зачем туда поступают? Ну, то есть странно сейчас идти учиться на профессию, которую очевидно истребляют. Это какое-то особое извращение. Примерно как пытаться принять Гиюр в Берлине 43-го. То есть почему надо на факультет нефтедобычи или на госадминистрирование поступать — понятно. Но на факультет журналистики? Ведь нужны какие-то вдохновляющие примеры. Ну правда, вдумайтесь: если хочу в консерваторию, чтобы «стать как Мацуев», или на врача, чтобы «стать как доктор Рошаль», — это понятно, то «хочу на журфак, чтобы стать как Дмитрий Киселев или Петр Толстой» — невозможно. А «хочу стать, как Максимовская» — мотивация прекрасная, но имеет теперь много смыслов, в том числе «хочу быть профессиональным журналистом, которого либо выгонят с работы, либо вообще на работу не возьмут теперь».

Я очень сочувствую Марианне, она большой профессионал, умница и еще очень достойный человек. Помню, она и Ксюша Соколова единственные, кто позвонили после интервью с Pussy Riot и похвалили мою работу, посоветовав не слушать всяких м...ков в интернете. Марианна еще очень искренне сказала: «Я знаю, что ты делаешь вид, что тебе наплевать на этот шквал критики, но также знаю, что на самом деле это ранит, особенно когда знаешь, что сделал свою работу хорошо. А ты все сделала правильно». Я надеюсь, что пройдет какое-то время, и «Неделя» вернется в эфир, как вернется в эфир старое НТВ, «Дождь» и масса других закрытых проектов и программ.

Но еще больше я сочувствую тем, кто сдает экзамены на журфак. Друзья, на хрена вы туда идете? Чтобы стать кем? Безработным профессионалом или трудоустроенным пропагандистом? Ну правда, зачем обрекать себя на такой выбор?