Путін у пошуках виходу
Статья в английской газете The Independent под заголовком «Земля в обмен на газ: Тайное соглашение между Меркель и Путиным может покончить с украинским кризисом» вызвала определенную сенсацию, которая, впрочем, быстро выдохлась.

Немедленно в пресс-службе немецкого правительства опровергли информацию о тайных переговорах канцлера Германии Ангелы Меркель и президента России Владимира Путина относительно Украины. Об этом сообщила заместитель представителя немецкого правительства Кристиан Виртц. «Это сообщение не имеет под собой никаких оснований». Не знают о так называемом «тайный плане» Меркель и Путина и в немецких дипломатических кругах.
Сенсационности статьи предоставляют не столько обнародованы детали так называемого плана, сколько то обстоятельство, что такие переговоры вообще велись. Судя по содержанию статьи, сепаратно Берлином без соответствующего согласия других важнейших европейских государств и США.
Здесь не последнюю роль играет то, где был опубликован материал, и его автор. Маргарета Пагано - не была замечена в специализации в международных проблемах. На интернет-странице The Independent указано, что она является бывшим корреспондентом отдела экономических новостей воскресной версии газеты, ведет колонки и делает интервью на экономическую тематику для ряда британских СМИ. Зная традиции британской серьезной прессы, а The Independent принадлежит к этому разряду, трудно поверить в редакционное поручение написать столь важный материал автору, который не имеет соответствующей подготовки. Возникает подозрение, что названная журналистка не одна является автором, а, возможно, и вообще не автор. Прямых доказательств этому нет, но подозрения есть.
Во-вторых. Газета The Independent принадлежит, как и Evening Standard, российскому предпринимателю Александру Лебедеву. Он известен непростыми отношениями с режимом Путина, но ничто не вечно под Луной. Подобные обстоятельства имеют тенденцию быстро меняться.
В-третьих. Лебедев В 1984 году окончил Краснознаменный институт КГБ СССР. Как известно, бывших сотрудников этой организации, пусть теперь она называется ФСБ, не бывает. Поэтому мелкие проблемы в прошлом могут быстро отойти на второй план, если с ФСБ по заданию администрации российского президента поступит соответствующее предложение. Прямых доказательств осуществления такой операции поддержки в СМИ нет, но косвенные, как и в предыдущем случае, есть.
Остается понять, зачем все это было затеяно. Как кажется, здесь есть несколько целей.
После принятия более серьезных санкций против российских предприятий, особенно болезненный удар пришелся на финансовые учреждения, в Кремле, наконец, поняли, в каком тупике оказались. Долго в это не верили, смеялись над бесхребетностью Европы, вдруг иллюзии развеялись.
Ястребы в окружении Путина, говорят, их неформально возглавляет Сергей Глазьев, настаивают на продолжении и даже усилении агрессии.
Относительные голуби, преимущественно из финансового и экономической среды, хотели бы постепенного выхода из конфликта. Даже немного странно, но в этом лагере оказались и высшие военные, которые реально понимают все негативные последствия авантюры в Донбассе.
Путин стал заложником шовинистической волны, поднятой рептильными СМИ.
Попытки сбить ее рядом пропагандистских роликов об опасности втягивания в войну с США и Европой, пока существенно положение не изменили. Народ в шовинистической угаре продолжает требовать успехов по сбору земель государства российского. Им непонятно, а объяснить не получается, на каком краю оказалась это самое государство. В сложившихся условиях Путину следует думать о выходе из тупика с минимальными потерями.
Ключевыми являются три условия Кремля. Признание принадлежности Крыма России, отказ Украины от вступления в НАТО и расширение прав украинских регионов. Зато предлагаются финансовые отступные в виде миллиарда долларов от потери арендной платы за размещение Черноморского флота в Севастополе и прекращения торговых войн через ассоциации Киева с ЕС. Естественно, Москва отказывается от поддержки сепаратистов-террористов в Донбассе.
При ближайшем рассмотрении компромисс больше похож на полный проигрыш России в геополитической борьбе за Украину. Москва после возбуждения Будапештского меморандума сделала весьма хрупкими и ненадежными любые документы с ее подписью. Кто может гарантировать выполнение Кремлем его обязательств, например, не поддерживать боевиков в Донбассе.
При этом отказ Украины от вступления в НАТО может быть девальвирована получением Киевом официального статуса союзника США вне НАТО.
Похоже, что так называемые предложения носят сугубо пропагандистский характер и несерьезные в своей основе. Фактически это не реальный план, а пробный шар. Своего рода прощупывание реакции.
Есть еще две цели. Кремль хочет навязать стратегию переговоров с основными европейскими игроками и США без участия Киева. Об этом неоднократно говорили околокремлевские эксперты и в завуалированном виде Сергей Лавров. Тем самым Москва пытается присвоить себе статус распорядителя на пространстве СНГ или того, что от него осталось. Заодно добиться международного признания вторичности украинской власти.
Второе. Сложившаяся единство ЕС и США крайне ограничивает для России пространство для маневра. Вбить клин между западными странами - важнейшая задача. До недавнего времени основные усилия были направлены на оппозицию внутри ЕС со стороны так называемых малых стран, более зависимых от российских энергоресурсов и экономических связей с Москвой. Затормозить процесс принятия решений удалось, но результат разочаровывает.
После недавних шпионских скандалов между Берлином и Вашингтоном, казалось, что цель приблизилась, однако и здесь Кремль постигла неудача. Теперь попытались сработать в несколько ином плане. Но так неуклюже, что ничего не получилось.
Понятно почему. Берлин, в частности, всегда предпочтет отношениям с США и своей серьезной роли в европейском сообществе эфемерным преференциям со стороны Москвы. Тем более что там прекрасно понимают всю призрачность кремлевских обязательств. В 2008 году Путин в лице Медведева не выполнил обещаний, взятых после Кавказской войны с Грузией. Это не забыл не только Париж, но и вся Европа. Естественно, что ни о каком доверии и речи быть не может, а без этого которые могут быть планы.
И последнее. В международных отношениях на сантименты никто не страдает. Позиция России выглядит откровенно слабой. Поэтому ее будут дожимать. Вашингтон в первую очередь, а Европа не спешит на помощь. Так что выход Путину еще предстоит найти.
Комментарии
Комментарий удален модератором