В десятилетия дефицита зарубежных фильмов на советских экранах отдушиной были французские комедии, которые в изрядном по тем временам количестве закупали для проката, а потом долго крутили по телевизору. Герои их становились для шестой части суши почти такими же родными, как Трус-Балбес-Бывалый, или персонажи Эльдара Рязанова.
В ряду блестящих французских комиков той поры у Луи де Фюнеса — особая роль. Не красавец, рост метр шестьдесят четыре, крючковатый нос, забавная мимика, которую он, кстати, разрабатывал, наблюдая любимого диснеевского персонажа: селезня Дональда Дака, — так мог выглядеть любой из сослуживцев или соседей по подъезду приходящего в кинотеатр человека. Правда, сослуживцы и соседи не умели смешить, а де Фюнеса природа наделила этим талантом сполна.
Де Фюнес (Луи Жермен де Фюнес де Галарса) родился во Франции, но кровь его предков — испанцев и португальцев — наделила его темпераментом и энергией, которые будто разрывали полотно экрана.
В то, что именно актерство — его призвание, де Фюнес поверил не сразу. Был одаренным музыкантом и даже играл в джазе в Парижском кафе на Пигаль, но до этого перепробовал много нетворческих профессий: от коммивояжера до чистильщика обуви. Драматическому искусству начал учиться еще до войны, но бросил, испугавшись того, что режиссеры предлагали ему играть на сцене героев-любовников, а он, с его внешностью, комплексовал. Популярность пришла, когда ему уже исполнилось 44, а за плечами было почти восемьдесят киноролей формата «Кушать подано!»: в 1958-м на экраны вышел «Не пойман — не вор» режиссера Ива Робера, где де Фюнес сыграл браконьера по имени Блеро, человека, которого, несмотря на его нелады с законом, обожает весь городок. Точно так же полюбили его и зрители.
Подпорченный характер
В следующее десятилетие де Фюнес вошел уже известным актером — правда, с сильно подпорченным годами бесславья и безденежья характером. Шестидесятые для него — это бешеная гонка: по три, а то и больше фильма в год. В результате — внушительный список названий, многие из которых уже — часть истории кино: трилогия о Фантомасе — придуманная как пародия на Джеймса Бонда эта франшиза сразу же зажила своей, самостоятельной жизнью; «Большая прогулка» — наверное, самый светлый из посвященных войне фильмов (как и «Разиню», еще один звездный фильм де Фюнеса, эту картину снимал режиссер Жерар Ури, а партнером де Фюнеса был Бурвиль); «Жандарм из Сен-Тропе», который положил начало не только приключениям офицера полиции Крюшо (похожего на комиссара Жюва из Фантомаса, как родной брат), но и дружбе де Фюнеса и режиссера Жана Жиро. На экране, даже в эксцентричном «Оскаре», где де Фюнесу 53, и в «Человеке-оркестре», где ему уже 56, — актер демонстрировал блестящую физическую форму: бегал, прыгал, кувыркался, танцевал, совершал трюки.
Кадр из фильма «Фантомас»
В жизни — все чаще впадал в депрессию и жаловался на боли в сердце. В семидесятые темп работы резко снижается, но это не уберегает де Фюнеса от двух инфарктов подряд. Он покупает под Нантом замок, достойный потомка древнего португальского рода, увлекается садоводством, в особенности разведением роз.
Замок Клермон, в Ле Селье, на западе Франции.
Луи де Фюнес жил в Клермоне с 1967 по 1983 год. То есть до самой смерти.
Хочет вообще уйти из кино, но Клод Зизи предлагает ему роль популярного ресторанного критика, который борется за традиции французской высокой кухни против наступления фастфуда в фильме «Крылышко или ножка», и де Фюнес возвращается в профессию.
Кадр из фильма «Крылышко или ножка»
В восьмидесятом он даже пробует себя в режиссуре: вместе с Жаном Жиро переносит на экран пьесу Мольера «Скупой» — естественно, с собой в главной роли. Идею этой экранизации он вынашивал тридцать лет, и, как говорят, в его характере и характере главного героя было немало общего. Тем не менее фильм становится одним из немногих коммерческих провалов в биографии де Фюнеса.
Последней картиной, в которой он снялся, стала «Жандарм и жандарметки» — шестой фильм про жандарма Крюшо. Комедия по жанру, она оказалась мрачной по сопутствующей ей обстоятельствам: во время съемок умирает режиссер Жан Жиро. На склонного к ипохондрии де Фюнеса это производит сильнейшее впечатление: он уходит из жизни всего несколько месяцев спустя — 27 января 1983 года. Актеру было всего 68 лет, и слова о том, что французская комедия осиротела, совсем не звучали преувеличением.
Кадр из фильма «Приключения раввина Якова»
За прошедшие с тех пор десятилетия «второго» де Фюнеса так и не появилось: место человека, принесшего на экран традиции народного, площадного театра, до сих пор остается вакантным. Зато комедии с де Фюнесом смотрят все новые и новые поколения зрителей. А 1 июля 2013-го, в коммуне Ле Селье, неподалеку от замка, где он провел последние годы, по инициативе местных жителей открылся музей Луи де Фюнеса. И никому, даже самым юным туристам, увидевшим это имя в путеводителе, не надо объяснять, о ком идет речь.
<hr align="center" size="1" width="150">
Четыре кадра
Луи де Фюнес стал одним из гигантов галльской комедии, наряду с Фернанделем и Бурвилем. Его юмор, насыщенный энергетикой и гримасами, больше французов почему-то понимали только в СССР. Став настоящим антигероем комедии, он играл самых мерзких, алчных и раздражительных старикашек. Обычно комики стараются быть максимально милыми, но де Фюнес питал своих персонажей негативом и злостью. А со временем стал высмеивать в фильмах общество, переживавшее расцвет в 1960-х — его героями стали тираны и нувориши, глупцы и крохоборы. За свою 40-летнюю карьеру де Фюнес успел сняться более чем в 100 фильмах. И даже спустя 30 лет после его смерти люди не верят в то, что великий комик покинул их — и видеоролик на YouTube с заголовком «Луи де Фюнес жив! Шок, видео!» собирает более 2 млн просмотров. А сотни свидетелей до сих пор убеждены, что видели его с 1983 года в самых разных городах и местах мира, в том числе и в ресторане в его родном городе Курбевуа.
① «Пик-Пик» (1963)
Типичный говорливый французский бурлеск, после которого кинотусовка перестала звать де Фюнеса «Фю-фю», а перешла на «месье» и стала приглашать на крупные роли. Артист сыграл Леонарда Монестье, буржуа средних лет, для которого деньги и биржевые котировки важнее отношений с родными и близкими. Чтобы исправить пошатнувшееся финансовое положение семьи, он решает выдать свою дочь за неприятного ей наивного миллионера. «Пик-пик» стал началом долгого сотрудничества де Фюнеса с режиссером Жаном Жиро — вместе они снимут 11 фильмов, в том числе и серию картин про жандарма Крюшо, снискавших лютую популярность. В картине сыграла одну из своих первых крупных ролей ослепительная актриса Мирей Дарк, которую у нас узнают по глубокому декольте сзади — в фильме «Высокий блондин в черном ботинке».
② «Оскар» (1967)
Киноверсия спектакля, в котором де Фюнес нащупал и олицетворил своего персонажа, прыгающего по «классикам» в гостиной и наступающего ботинком — от переполняющих его чувств — на свой воображаемый нос. Спектакль в начале 1960-х шел с аншлагами, его посетили все значимые лица из киноиндустрии и наконец осознали, что этот лысеющий комик, обивающий их пороги, очень им нужен. По сюжету день крупного промышленника Бертрана Барнье начался с того, что его управляющий сначала признался в том, что влюблен в его дочь, а затем — что украл у него кругленькую сумму. Далее абсурд нарастает, как снежный ком. Высоколобые критики кривили нос, но отметили сходство де Фюнеса с Шарлем де Голлем. А в 1991 году в Голливуде затеяли ремейк бульварного фарса, пригласили Сильвестра Сталлоне и ошиблись сразу на нескольких уровнях.
③ «Татуированный» (1968)
В этой цветастой шестидесятнической комедии по тогдашней моде решили объединить двух суперзвезд французского экрана. Арт-дилер Мезрэ (де Фюнес), заметив на спине у усатого солдафона (Жана Габена) татуировку руки настоящего Модильяни, решает выгодно продать ее американским коллекционерам. Взамен на согласие татуированного Мезрэ соглашается сделать ремонт в его деревенском доме. Когда же выясняется, что вместо лачуги Мезрэ ждет ремонт огромного замка, а солдафон оказывается графом-легионером, задача становится практически невыполнимой. Помимо абсурдного фильм еще ценен и тем, что Габен с де Фюнесом не смогли найти общий язык на съемках: звезда Габена уже закатывалась, а на встрепанного коротышку зритель валил валом. Сложно сказать, что больше раздражало Габена — бесконечные импровизации де Фюнеса или его популярность, но известно, что вне съемочной площадки они не перебросились и парой слов.
④ «Разиня» (1965)
А вот с Бурвилем, любимым французским комиком, чей юмор был в основном словесным, де Фюнес спелся прекрасно. До «Разини» комедии во Франции снимали в основном на черно-белую пленку в одних и тех же декорациях. На фильм с участием Бурвиля и Луи де Фюнеса предоставили такой бюджет, что снимать можно было в цвете и на натуре во Франции и в Италии. В этой криминальной комедии недалекому труженику села Антуану Марешалю в качестве компенсации за разбитый драндулет богатый промышленник выдает роскошный кабриолет с телефоном и стереосистемой. Постепенно выясняется, что за этой милостью был тонкий расчет — теперь за Марешалем охотятся контрабандисты. Все аналитики предрекали этому проекту крах, однако вышло наоборот. Фильм собрал 12 млн зрителей во французском прокате и послужил вдохновением для советской «Бриллиантовой руки». Учитывая, что до «Разини» у де Фюнеса случились «Жандарм из Сан-Тропе» и «Фантомас», его звездный статус стал совершенно незыблемым (а в России эти фильмы крутят по ТВ и по сей день).
<hr align="right" size="1" width="150">
Лариса Осипова
Комментарии