А.Кураев о Крыме, о Донбассе и о других важных последних событиях (фрагмент беседы).

М. КОРОЛЕВА – Кстати, вы как лично относитесь, к аннексии здесь пишут, я скажу осторожнее, к присоединению Крыма. Крым наш или не наш? 

А. КУРАЕВ – Безусловно, то, что большинство населения Крыма действительно идентифицирует себя с Россией. И желает иметь общую с Россией судьбу. Это факт. И об этом я думаю любой из нас, бывая в Крыму, неоднократно от местных жителей слышал. 

М. КОРОЛЕВА – Вы бывали кстати? 

А. КУРАЕВ - Да, конечно. 

М. КОРОЛЕВА – И вам кажется, что это абсолютно бесспорно, поэтому результаты референдума их вряд ли можно оспорить. Так? 

А. КУРАЕВ - Пожалуйста, можно референдум повторить сейчас, результаты будут те же самые. 

М. КОРОЛЕВА – Вы уверены? После того как это уже произошло и возможно у жителей возникли новые трудности. 

А. КУРАЕВ - В Донецке нет, а в Крыму результаты референдума будут такими же. 

М. КОРОЛЕВА – Тогда возникает снова тот же вопрос: цель и средства. Ну хорошо, допустим, люди этого хотели. Означает ли это, что присоединение так, как он происходило, оправдывает собственно говоря все остальное. 

А. КУРАЕВ - Так как оно происходило, до поры до времени происходило оно все хорошо. 

М. КОРОЛЕВА – Без жертв. 

А. КУРАЕВ - Конечно. 

М. КОРОЛЕВА – А с точки зрения международного права. 

А. КУРАЕВ - Вот потом у кого-то началось головокружение от успехов. 

М. КОРОЛЕВА – То есть. 

А. КУРАЕВ - Казалось, что точно так же победоносно и тихо, замечательно путем мирных демонстраций можно пройтись по всей территории, которую иногда называют Новороссией. То есть от Приднестровья до Луганска. 

М. КОРОЛЕВА – Но само присоединение Крыма это как сейчас о'кей, это нормально? Все хорошо? То, что это не было никак с международной точки зрения оформлено. Просто взяли и все. Это нормально? 

А. КУРАЕВ - С международной точки зрения много чего не оформлено. Разделение Кипра например. 

М. КОРОЛЕВА – Ну так это и является поводом для постоянных споров и тревог. 

А. КУРАЕВ - У кого, где. 

М. КОРОЛЕВА – На Кипре конечно. Люди просто опасаются за свое будущее. 

А. КУРАЕВ - Достаточно спокойно. Люди настолько этого не опасаются, что греки киприоты спокойно провалили на референдуме попытки объединения с северным Кипром. 

М. КОРОЛЕВА – Тем не менее, проблемы есть. И мы с вами знаем. 

А. КУРАЕВ - Проблемы есть. А что в Израиле нет проблем? С Голанскими высотами, с точки зрения международного признания. Это не мешает жизни государства Израиль. В том числе в полноценной жизни международном контексте. 

М. КОРОЛЕВА – Мы знаем, что сейчас в Израиле не все спокойно. Поэтому время от времени… 

А. КУРАЕВ - Неспокойно там, откуда Израиль ушел.

Заметьте. То есть это беспокойство исходит из тех регионов, из которых Израиль ушел. Нет, ребята, живете отдельно. 

М. КОРОЛЕВА – Так что с Крымом. Вам кажется, что это уже насовсем? То есть приобрели и все будет нормально. 

А. КУРАЕВ - Да ничего не бывает насовсем. Я как церковный человек, привык мыслить столетиями. Поэтому естественно, что никто не может дать никаких гарантий, что будет через 300 лет. Но то, что я думаю, может быть, даже мне кажется, что та же донецкая заварушка началась ради того, чтобы отвлечь внимание от Крыма и потом использовать как разменную карту. Ну ладно, здесь мы так и быть оставляем под киевской властью, но зато вы забудьте, что там поменялось в Крыму. Может быть и так. Я не исключаю, что такой расклад поначалу был. Но потом механизм нагнетания взаимной ненависти с обеих сторон начал пожирать людей. Реальных людей. И что происходит сейчас реально, то есть люди мстят за своих родных и убитых, сослуживцев, братанов и так далее. С обеих сторон. То есть те, кто и помыслить себе не могли может быть еще два месяца назад, что он будет убивать… 

М. КОРОЛЕВА – То есть такая кровавая цепочка. 

А. КУРАЕВ - К сожалению, да. 

М. КОРОЛЕВА – Разматывается. 

А. КУРАЕВ - И когда начинаешь вспоминать, простите, а из-за чего все началось. Неужели гуманитарную проблему, проблему преподавания языка в школе или версии истории в школе нельзя решить без Градов? С обеих сторон. Изначальная проблема и последствия настолько несопоставимы. 

М. КОРОЛЕВА – Кстати, вам тут пишет про это наш слушатель Светлана: Кипр, Израиль, жить в состоянии войны, вы считаете это хороший пример для других? 

А. КУРАЕВ - Нет, это просто факт того, что не идеальное состояние в жизни страны, общества и так далее, международного права может быть достаточно жизнеспособным. Не здоровым, но жизнеспособным. Простите, я не знаю, кто задает мне вопрос, но на меня посмотрите, понятно, что я не олимпийский чемпион, но все-таки не труп. Надо научиться жить в неидеальном мире. Признать действительно, я неидеальный по состоянию здоровья, даже как пациент, наверное, не идеальный. Но, тем не менее, пока еще жив. Точно также ну не обязаны мы жить в стране, которая является первой и лучшей в мире по всем показателям. 

М. КОРОЛЕВА – Если бы мы говорили о некоем спокойном состоянии, есть неидеальная страна, устройство. Это одно. Другое дело, когда люди на наших глазах создают точку напряжения, эту неидеальность и предлагают дальше с ней жить. А как жить теперь, вот что теперь делать с Украиной. Что России делать с Украиной. Вы наверное слышали о проблеме беженцев с Украины. Их очень много. Сегодня Дмитрий Медведев вынужден был подписать проект указа о том, чтобы им в срочном порядке предоставлялось российское гражданство. Но это огромная проблема, к которой, по-моему, еще вообще никто не готов. А вот что делать дальше? 

А. КУРАЕВ - Я считаю, что необходимо понуждение к миру. Жесткое понуждение. Но это понуждение должно быть честным…