Сразу после падения самолета рейса МН17 малайзийских авиалиний Россия почувствовала на себе удары информационной войны. Она нанесла удар на этой неделе, однако довольно неубедительно.
Кремль выпустил видеозаявление 21 июля. На видео явно изможденный Владимир Путин обвинил Киев в катастрофе, призвал к переговорам для прекращения конфликта на Востоке Украины и предупредил, что «никто не имеет права использовать трагедию для достижения своих узкокорыстных политических целей».
В тот же день представители Минобороны России на брифинге в хай-тек конференц-зале говорили о падении самолета на фоне мигающих радиолокационных изображений на гигантских экранах, что чем-то напоминало сцену из фильма Стэнли Кубрика «Доктор Стренджлав».
Они утверждали, что украинский реактивный истребитель Су-25 летел рядом с пассажирским лайнером «Боинг 777» до его падения, а также, что Россия не давала сепаратистам зенитных систем или любых других видов оружия.
Генералы забыли о том факте, что Су-25 может летать на максимальной высоте 7 тысяч метров без оружия и на высоте 5 тысяч метров во всеоружии. А «Боинг-777» летел на высоте 10 тысяч метров.
Тем не менее, этим утверждением удалось замутить воду на некоторое время. Однако временного внимания газетных заголовков недостаточно, чтобы повлиять на главную версию, которая быстро укрепляется с накоплением доказательств того, что самолет рейса МН17 сбили ракетой земля-воздух комплекса «Бук», выпущенной пророссийскими сепаратистами.
«Хотя крымская и украинская операции показали, насколько эффективной может быть даже, казалось бы, непродуманная информационная война, трудно сказать, как Москва попытается обернуть это в свою пользу», – написал в журнале Foreign Policy МаркГалеотти, эксперт по безопасности России в Нью-Йоркском университете.
На прошлой неделе Кирилл Кобрин, соредактор московского исторического журнала «Неприкосновенный запас», сказал, что Путин пересек «границу Локерби», ссылаясь на теракт, в результате которого был взорван самолет рейса PanAm 103 в 1988 году.
Как и Муаммар Каддафи, президент России, возможно, пересек психологический рубеж, когда становится очень трудно – если не невозможно – даже делать вид, что он все еще является респектабельным лидером
То есть, как и Муаммар Каддафи, президент России, возможно, пересек психологический рубеж, когда становится очень трудно – если не невозможно – даже делать вид, что он все еще является респектабельным лидером.
«Будет очень трудно не воспринимать Россию Путина как агрессивную, подрывную, дестабилизирующую нацию после этого.
Один этот самолет становится символом гораздо большего», – сказал Галеотти.
«Я думаю, что позиция России в мире изменится безвозвратно. Я думаю, что люди будут считать Путина и его режим проблематичным. Все это приведет к вопросу: что нам с этой проблемой делать», – говорит эксперт.
Другие, как, например, обозреватель и автор газеты Washington PostЭнн Эпплбом, также обратили свое внимание на схожесть ситуации с трагедией Локерби.
«Когда правительство Ливии сбило самолет рейса PanAm 103 над шотландским Локерби в 1988 году, Запад объединился и изолировал ливийский режим», – написала Эпплбом в своей недавней колонке.
Еще до сбитого малайзийского самолета некоторые эксперты по вопросам кремлевской политики, как, например, Александр Мотыль из Рутгерского университета, утверждали, что война, которую Россия ведет в Украине с помощью пророссийских сепаратистов, является «терроризмом, спонсируемым государством», и именно так должна рассматриваться.
«Путин больше не будет эффективным, опытным правителем»
Между тем агентство Reuters со ссылкой на западных дипломатов и чиновников сообщает, что организация Красный Крест предоставила конфиденциальную правовую оценку, что Украина находится в состоянии войны. Это означает, что в будущем можно будет выдвигать обвинения в военных преступлениях, в том числе в сбивании малайзийского самолета.
«Понятно, что это международный конфликт и поэтому это, скорее всего, военное преступление», – сказал западный дипломат Reuters.
И даже если до этого не дойдет, Путин уже теряет мягкую силу, которую он имел в Европе.
«Если выяснится, что Россия предоставила системы ПВО сепаратистам и отправила людей, чтобы ими оперировать, Россия может понести ответственность за уничтожение самолета», – пишет Джордж Фридманна Stratfor.com.
Путин больше не будет эффективным, опытным правителем, который безжалостно использует силу, а только некомпетентным человеком, который поддерживает безнадежное восстание совершенно неуместным оружием
«А это значит, что Москва больше не сможет отделять европейцев от американцев. Путин больше не будет эффективным, опытным правителем, который безжалостно использует силу, а только некомпетентным человеком, который поддерживает безнадежное восстание совершенно неуместным оружием», – замечает Фридман.
В своей речи 22 июля президент Литвы ДаляГрибаускайте раскритиковала европейских лидеров за то, что они принесли в жертву свои ценности и свою безопасность для ведения бизнеса с Путиным, который, по ее словам, работает по принципу «купи и властвуй».
«Мы видим «мистрализацию» европейской политики», – сказала Грибаускайте, ссылаясь на почти двухмиллиардное соглашение Франции с Россией на поставку двух кораблей «Мистраль».
Несколько часов спустя президент Франции Франсуа Олланд заявил, что готов частично отказаться от этой сделки.
Радіо Свобода
Комментарии