Украинская карта Израиля
У Израиля есть убедительная причина молчать по поводу российско-украинского конфликта и отказ от голосования в ООН по этому вопросу не был случайным упущением
Это был сознательный выбор - не принимать чью-либо сторону в одной из наиболее серьезных со времен холодной войны конфронтаций между Востоком и Западом.
Нейтральная позиция, однако, не принесла Израилю немедленных дивидендов. Больше того, государственный департамент США, например, далеко не обрадовался данному обстоятельству. Его пресс-секретарь Джен Псаки сообщила в ходе брифинга:
"Мы были удивлены тем, что Израиль не присоединился к подавляющему большинству стран, которые проголосовали в Организации Объединенных Наций в поддержку территориальной целостности Украины".
Все это вызывает в памяти затруднительное положение, в котором оказался Израиль в 1950-х годах, когда холодная война была в самом разгаре. Тогда еще было далеко не ясно, что Израиль должен каждый раз автоматически согласовывать свою позицию с американской точкой зрения. Курьезная коалиция левых и правых считала, что Израиль должен сохранять независимую позицию и разыгрывать ту карту, которую сочтет нужной, несмотря на свою зависимость и уязвимость в то время. Такого мнения придерживались и коммунист Моше Сне, и его идеологический противник Ицхак Шамир, наряду с другими представителями их политических лагерей. Однако тогдашний премьер-министр Давид Бен-Гурион решил иначе, и с тех пор стало принято, что Израиль гарантированно находится "в кармане" у Америки.
Независимая зависимость
Справедливости ради следует отметить, что в этом положении Израиль чувствовал себя наиболее комфортно с точки зрения его системы представлений. И это было значительно раньше, чем США стали проявлять какую-либо склонность к тому, чтобы брать на себя по отношению к Израилюматериальные обязательства. Тем не менее сейчас, быть может, настало время нам продемонстрировать несколько больше независимости. И не потому, что мы разделяем с Америкой меньше ценностей или потому, что внезапно обнаружили доселе скрытое от наших взоров очарование Путина. Совсем наоборот. В этом смысле ничего не изменилось. Просто сохранение максимально хороших (в данных обстоятельствах) отношений с Россией может быть лучшим вариантом для Израиля в данный конкретный момент. Отношения Иерусалима с Москвой в настоящее время достаточно хороши, и Израилю не имеет никакого смысла автоматически присоединяться к антипутинскому хору просто для того, чтобы произвести впечатление на США и ЕС.
Не каждый политический шаг Вашингтона можно считать безупречным. Америка допустила серьезные ошибки и в нашем регионе - от безоглядного приветствия того, что получило неверное название "арабской весны", до ее отношения к Турции и Ирану. Она сыграла негативную роль в Египте и Сирии, и нам уж лучше не влезать в трясину американской стратегии по отношению к Рамалле и Газе.
Ни в чем из вышеописанного Израиль не следовал американской линии, и нет никаких сомнений в том, что это решение Иерусалима неоднократно себя оправдало.
Алтьтернативы нет?
По крайней мере, в теории Израиль должен диверсифицировать свою ориентацию. Мы живем уже не в биполярном мире, управляемом двумя сверхдержавами.
С точки зрения Израиля, Америке нет альтернативы. С другой стороны, однако, в нынешней конфигурации положительность "хороших парней" несколько менее очевидна, а "плохие парни" не столь суровы и зловещи, как их предшественники.
С одной стороны, у нас сейчас устойчивые дипломатические отношения с Москвой, и они привели в ряде важных случаев к полезным для Израиля соглашениям. Россия сегодня не такой явный враг, каким когда-то был для нас Советский Союз.
Международные отношения не должны определяться настроениями. Да и Вашингтон вовсе не источает благодарность единственной демократии на Ближнем Востоке за ее неизменную лояльность.
Для Израиля было бы благоразумно не позволять считать свою поддержку само собой разумеющейся. В случаях, когда речь не идет о борьбе Добра с абсолютным Злом, некоторое маневрирование может оказаться полезным, даже если оно не приносит никакой моментальной и непосредственной выгоды.
Нет ничего постыдного в том, чтобы воспользоваться нынешней целью Путина вернуть своей стране статус сверхдержавы. Это представляется целесообразным, даже если мы не выигрываем ничего, кроме некоторого времени и некоторых рычагов.
Не произойдет ничего страшного, если Иерусалим время от времени будет подавать сигнал Вашингтону, что верность Израиля не всегда безусловна и бесплатна.
Кто, по вашему мнению, сбил малазийский Боинг
Комментарии
1) люди, которые не знают, что такое Украйна, где она находится и что там произошло;
2) кретины по воспитанному скудоумию;
3) воры из интереса социальных паразитов.