70 лет назад состоялось последнее покушение на Гитлера (часть 1)

    Гитлера пытались досрочно отправить на тот свет около 40 раз. И всякий раз неудачно. То ли Гитлер был заговорённый, то ли заговорщики недотёпы, то ли цель покушений была малопонятна. Сталину повезло больше, если сравнивать его с фюрером: высококлассному специалисту Лаврентию Берии удалось избавиться от надоевшего вождя с первого раза - уж очень ему хотелось занять его место. На днях, 20 июля, исполняется ровно 70 лет со дня последнего покушения на Гитлера. По этому случаю обозреватель газеты "АиФ" Георгий Зотов сообщает неизвестные подробности заговора "20 июля" и размышляет, как повернулась бы история, если бы планы генералов вермахта по устранению Гитлера всё же увенчались успехом.

     В 12.42 20 июля 1944 г. во время совещания в ставке фюрера "Вольфшанце" ("Волчье логово") под Растенбургом прогремел взрыв килограммовой бомбы с часовым механизмом. Четыре человека из числа присутствующих в комнате погибли, а вот Гитлер... Получив лишь контузию и лёгкие осколочные ранения, он поднялся с пола с историческими словами: "Ох, мои новые брюки - я только вчера их надел!"

                 "Р у с с к а я  б о м б а"

    На современном сленге фюрера следует называть "везунчиком". Любые прежние попытки уничтожить его закончились неудачно. 13 марта 1943 г. генерал Хеннинг фон Тресков подложил в самолёт с Гитлером замаскированную бомбу в виде посылки - та не сработала: на большой высоте взрыватель... замёрз. Через 8 дней генерал Рудольф-Кристоф фон Герсдорф, закрепив под мундиром две мины, решил ценой своей жизни взорвать "крысу" (как именовали Гитлера заговорщики) на выставке в берлинском музее Цейхгауз".

Это тоже сорвалось: фюрер пробыл в Цейхгаузе меньше, чем собирался. Удивительно, но сперва даже исполнитель покушения 20 июля 1944-го полковник Клаус фон Штауффенберг был против смерти Гитлера. "Я не могу это сделать, ибо христианин, Господь осудит меня за убийство", - заявил он фон Трескову. Впрочем, впоследствии мнение полковника поменялось. Заговорщики подготовили две бомбы - одну заводскую, британского производства, другую кустарную - по слухам, её собрали из советской взрывчатки. 20 июля сработала "англичанка" - впоследствии фон Герсдорф отмечал: "Лучше бы Штауффенберг взорвал русский снаряд". Когда полковника вызвали к фюреру на доклад, он пронёс в портфеле бомбу: гостям ставки требовалось сдавать оружие, но личные вещи не обыскивали. Отлучившись на минуту, он с трудом (одна рука Штауффенберга еле действовала после ранения) активировал взрыватель - раздавил плоскогубцами ампулу, чтобы кислота разъела проволоку, высвобождавшую боёк. Клаус поставил портфель с "адской машиной"  рядом с Гитлером и покинул "Вольфшанце" - погибнуть при взрыве не входило в его планы. Однако участник совещания полковник Брандт, освобождая себе место, сдвинул "ловушку" под массивный дубовый стол. Это и спасло Жизнь "крысе", а сам Брандт был убит.

 

            Продолжение следует

      (По материалам газеты "АиФ", №28, 2014 г.)