Идущие вместе, или Коломойщина через века
На модерации
Отложенный
Приход к власти в Киеве и откровенное провокационное вмешательство олигархов-евреев Украины в начавшуюся войну на стороне украинских националистов породило не только новый политический термин «жидобандеровцы», но и окончательно запутало царящие в массах представления о взаимоотношениях националистов и евреев Украины.
----------------------<cut>----------------------
* * *
Не всем известно, что на территории Украины (в границах 1991 года) на протяжении нескольких веков сохранялись устойчивые антисемитские настроения, выплескивающиеся в погромы и бытовую ксенофобию.
В то же время практически неизвестно, что параллельно этому явлению между национально-свидомым украинством и частью зажиточной еврейской общины, проживающей на этих территориях, отношения зачастую носили если не родственный, то как минимум союзнический характер.
Евреи и украинцы (жители различных областей нынешней Украины) прожили довольно долгую совместную жизнь, и отношения между ними складывались в различные исторические времена по-разному. Часть евреев оставалась верной традиционным способам и опыту общежития, часть – ассимилировалась. Смыслы этой ассимиляции были разнообразными – от банальной безопасности (что было, ох, как актуально) до возможности решения экономических и политических вопросов. После восстаний начала XVII века и особенно освободительной войны Богдана Хмельницкого, а также жестких этнических чисток евреи, принявшие для себя местом проживания южнорусские территории, пытались найти формулы дальнейшего существования.
Как правило, все оставалось на уровне экономических услуг (вспомним взаимоотношения Тараса Бульбы и Янкеля). Но были и те, кто через браки формировал даже казацкие еврейские династии, например Карповичи и Марковичи.
Дочь зажиточного Марко Абрамовича стала женой гетмана Скоропадского, а их сыновья были далеко не последними в иерархии казаков. Андрей Маркович – лубенский полковник, стал генеральным подскарбием (почти министром финансов Запорожского войска), Иван Маркович был генеральным судьей в Прилуках. Кстати, именно этому роду принадлежит и Николай Маркевич – талантливый историк, автор знаменитой «Истории Малороссии».
Однако случилось так, что во время всех известных попытках активизации украинского сепаратизма и автономизма вокруг лидеров, осуществлявших их, как правило, находились представители евреев.
* * *
Потому не стоит удивляться присутствию в новейшей истории самостийности такого количества собратьев Коломойского.
Известно, что важную (или роковую?) роль в истории измены Мазепы сыграли львовские евреи Русеновичи и княгиня Дольская (урожденная Ходоровская), а все важные переговоры вел еврей-выкрест Федор Нахимовский, позже возглавлявший дипломатическую миссию у Пылыпа Орлика. Одним из участников заговора Мазепы был и бывший полтавский полковник-выкрест Гриша Герцык. Факты эти подтверждает «Довiдник з історії України», изданный львовским издательством «Генеза» в 1993 году, в трех томах.
Польское восстание 1863 года одной из целей ставило перенос бунта на православные территории днепровского Правобережья. И вновь как лидеры Национального комитета (Гиллер), так и проводники их идей на «Украине» были евреи, которых называли «поляки, но другой веры».
Во второй половине XIX века одной из главных форм тогдашнего антиимперского сепаратизма в Юго-Западном крае Российской империи было Движение громад, которое активно поддерживали представители еврейства (В.Рубинштейн, В.
Беренштамп в Киевской громаде, в частности). Укро-канадский историк Орест Субтельный признает весьма тесные связи между Михаилом Драгомановым и Ароном Либерманом – лютым революционным радикалом из Вены.
После свержения монархии в 1917 году и началом постреволюционного балагана, весьма схожего с современным, часть политически активных евреев поддержала большевиков, а часть — Центральную раду и Директорию.
Политика тогдашней самостийной Украины совпадала с концепцией «синтетического сионизма». И, как отмечал Дубнов, обозначала «комбинацию палестинской идеи с борьбой за национальную и культурную автономию в диаспоре».
22 января 1918 года такая автономия была достигнута. На бумаге, конечно. За тогдашнюю самостийность (в противовес единству с РСФСР) активно боролись Моисей Зильберфарб, Пихнас Красный, Соломон Гольдельман, Михаил Либер, Дмитрий Ревуцкий, Александр Золотарев, Элиас Чериковер, Арнольд Марголин. Безусловно, верно защищали самостийность и на Западной Украине, например, член правительства ЗУНР, журналист львовского «Монитора» Теодор Брайтер.
Надо сказать, что и «батальонная активность» Коломойского и его помощников тоже имела своих предшественников. В Украинской Галицкой армии был создан «Жидовский курень УГА», который возглавлял Соломон Ляйнберг. Сегодня украинские историки пытаются доказать и существование неких подобных боевых организаций даже в системе ОУН-УПА! И, конечно, всем известен союз украинских и еврейских диссидентов Украины в деле развала СССР.
* * *
В условиях крайне разнообразной истории евреев на Украине часть их всегда поддерживала интеграцию с Россией, а часть была яростной противницей, что мы видим и сегодня.
Наиболее актуальной исторической параллелью может стать история «любви и дружбы» Турчинова — Порошенко — Коломойского и история взаимоотношений Симона Петлюры и Зеева Жаботинского. С той лишь разницей, что создатель правого сионизма и Еврейского легиона был несравненно ближе к Петлюре, который в его глазах был непримиримым врагом «родины погромов России». И первая, и вторая коалиции своим врагом считают Россию и русских. И первая, и вторая коалиции действуют при поддержке иноземных заинтересованных кругов.
Однако Владимир (Зеев) Евнеевич помогал Симону Васильевичу от всей сионистской души, и даже был готов формировать еврейские части «Брит-гахаяп» для освободительного похода на Восток, а вот Игорь Валерьевич, по всей видимости, просто использует Петра Алексеевича в борьбе за добро Рината Леонидовича. И не только его...
Жаботинский был явно более искренен, ведь даже после убийства Петлюры он реально оплакивал его, пытался оправдать и, по легенде, даже заявил: «Прошу написать на моей могиле, что здесь лежит человек, друживший с Петлюрой». Разве кто-то поверит, что Коломойской скажет подобное о Порошенко?
* * *
История действительно склонна к повторениям, но, как мы убедились, повторения бывают эпизодическими, а иногда надежды на эти повторения оборачиваются даже фарсом.
В 1918 году член Центральной рады и Директории Соломон Гольдельман восторженно писал: «...без украинско-еврейского единения поднимут головы экстремистские националисты. Шовинистские элементы получат еще большее влияние на руководство государства, и результат такого сорта развития, безусловно, будет вредным для еврейской общины Украины».
А что имеем? Украинско-еврейской единство вроде есть, но ведь есть и все остальное, о чем предупреждал мыслитель…
Комментарии
Нужно уметь уживаться и народы научились этому во взаимном горе, голоде, разрухе и в борьбе за общую выживаемость. Но, как только проходило лихолетье, они занимали всегда все руководящие посты в стране и начинали в открытую воплощать свои учения в жизнь. Ставить им это в вину бесполезно, потому что они дружны, у них развит острее национализм, они умны, но все это поворачивают в свою сторону и начинают очередной раз вызывать недовольство коренного населения. Винить в этом проникновении можно только власть коренного населения, которая по различным причинам, допускает это, становясь соучастником... В приведенных автором примерах это прослеживается на протяжении веков. Поэтому, считаю, выведенную формулу о том, что каждый кулик должен жить в своем болоте - верной. И это подтверждают сами евреи, говоря, что у них Родина там - где им хорошо .