Российская «силиконовая долина»: появится ли в России свой аналог Apple?

На модерации Отложенный

По результатам исследования консалтингового агенства Brand Finance, опубликованного в издании Silicon Valley Business Journal, Apple является самым ценным брендом Кремниевой долины. В качестве основы результатов была взята стоимость за пользование брендом и вероятная прибыль. У Apple соотношение данных параметров оказалось наиболее успешным, однако, заслуга ли это только самой компании? Давайте разберемся.


Большую роль в успехе Apple, а также других компаний, расположенных в Силиконовой долине, сыграла та бизнес-среда, которая сложилась в юго-западной части Сан-Франциско. Что же в ней такого особенного? Почему там создание многомиллиардных бизнесов является не чудом, а ремеслом? Дело в трех принципах, по которым живет Силиконовая долина.

Первый принцип заключается в том, что технологии там рассматриваются с точки зрения рыночной привлекательности. Даже если некое изобретение выглядит многообещающим, но не находит должного отзыва на рынке, в него не вложат ни цента.

Казалось бы, что при таком подходе никакого развития технологии быть не может. Зачем изобретать велосипед, скажем, с тремя скоростями, когда и односкоростной прекрасно продается? Тем не менее, между бизнесом и университетами, основным поставщиком новых технологий, в США тесная связь. Компании финансируют научные проекты. Финансируют в достаточном объеме, но до тех пор, пока дело пахнет успехом. Если проект подает признаки провала, деньги на него перестают выделяться. Таким образом, формируются особые стандарты обучения, когда ученых заставляют считаться с реальной рыночной действительностью. Впрочем, разработчики из лабораторий, как правило, не занимаются коммерческим внедрением, они создают и лицензируют технологии, а дальше приходят коммерсанты и превращают концепции в продукт. Или не превращают…

Как же получается определить, что будет продаваться, а что нет? Для этого существует второй принцип Силиконовой долины. Бизнес там начинается не с бизнес-плана, а с конкретной работы. Предприниматель приходит к инвестору с уменьшенной, но рабочей версией предполагаемого большого предприятия. Инвесторы дают деньги только тем, кто уже что-то делает и делает это успешно.

Люди с деньгами и люди с идеями прекрасно понимают, что если они подписывают контракт, то становятся заложниками друг друга. Такое отношение друг к другу предполагает очень внимательный и вдумчивый подбор партнеров. Каждый доллар, вкладываемый в стартапы Силиконовой долины, кому-то принадлежит, и этот кто-то не собирается отдавать его просто так.

Подобный подход, безусловно, не гарантирует успеха во всех случаях. Как известно, 90% всех стартапов проваливаются. И вот тут настало время обозначить третий принцип Силиконовой долины: там принято постоянно учиться и желательно на чужих ошибках.

Раз в год инвесторы собираются и обсуждают свои провалы, подробно разбирают кейсы и пытаются выявить, что пошло не так. Накапливаемый таким образом опыт опять же не избавляет от новых ошибок, но помогает инвесторам наиболее быстро распознавать проигрышные проекты, дабы не тратить на них свои деньги.

Выжившие в таких жестких условиях бизнесы зарабатывают миллиарды и становятся мировыми лидерами в своих отраслях. Apple и Google, выросшие в Силиконовой долине, обогнали по рыночной капитализации даже техасского энергетического гиганта Exxon Mobil.

В России, кстати, тоже предпринимаются попытки создать некую зону, которая будет аналогом Силиконовой долины. Территорию с особым подходом к инвестициям в IT-бизнес. Калифорнийская долина, как известно, начала формироваться в Сан-Франциско ещё в начале прошлого века. У России же нет лишних ста лет на постепенное создание чего-то подобного, поэтому государство строит свои инновационные центры ударными темпами.

Технопарков за последние годы создано не мало, но специализированные на IT можно пересчитать по пальцам, благо хватит двух. IT-парки есть в Казани и в Набережных Челнах. Там же, в республике Татарстан, неподалеку от ее столицы сейчас идет строительство Иннополиса, города, который объединит молодых высококвалифицированных специалистов в области IT со всей территории страны.

Почему именно этот субъект РФ внезапно проявил такой интерес к IT, понять не трудно. IT – это та область в которой технологии устаревают быстро, кадры путешествуют охотно, а спрос на продукцию стабильно растет, а значит включиться в конкуренцию не так трудно. Для России, технологическое отставание которой не удалось преодолеть в полной мере до сих пор, IT является почти единственной возможностью выйти на глобальный рынок с конкурентоспособным продуктом, не относящимся к оборонной промышленности. Власти Татарстана, видимо, это поняли раньше других и занялись созданием на территории своей республики мощного IT-кластера. Партнеры, кстати, не заставили себя долго ждать. Гигант российского производства госкорпорация Ростех намеревается перенести все свои IT подразделения, включая сложную управляющую всей этой отраслью  структуру РТ-Информ, в Иннополис.

Есть надежда, что Иннополис станет в недалеком будущем не только нашей Кремниевой долиной, но и центром притяжения высококвалифицированных специалистов, которые подчас стремятся уехать за границу, либо поселиться в столице, где на одном пятачке в «душном» и перенаселённом городе сосредоточены все кампании. Иннополис, в этом плане, даст почву для создания новых и роста существующих Российских IT-компаний, превосходящих по капитализации и Газпром, и Роснефть вместе взятые.