Как девальвация и война сократили потребительские аппетиты украинцев

Прирост розничного товарооборота стремительно падает. Больше всех потерпают торговцы недвижимостью, автомобилями и бытовой техникой

Киевский репетитор английского языка Полина Гончарова давно откладывала деньги на покупку горного велосипеда. Выбрала Ardis, подходящая модель обошлась бы девушке в $270 (цены зафиксированы в долларах). Совсем недорого, если считать по прошлогоднему курсу. Но в середине марта, когда Полина запланировала покупку, курс достиг 10 UAH/USD, а спустя месяц и вовсе подскочил до 13 UAH/USD. Сейчас о приобретении велосипеда речь уже не идёт. И дело даже не в том, что в гривне он стал в 1,5 раза дороже — просто Полина отменила отпуск. По её словам, беззаботно кататься на велосипеде по карпатским горам во время войны ей кажется неуместным.

Полина — яркий пример поведения украинцев в 2014-м. Исследование потребительских настроений, опубликованное компанией GFK Ukraine в мае этого года, свидетельствует о том, что сейчас люди массово отказываются от крупных покупок, а потребительские настроения близки к показателям кризисных 2008–2009 гг.

Так, в апреле 2014-го индекс потребительских настроений украинцев снизился на 5,5 пункта, до 61 пункта. Для сравнения: в 2003–2007 гг. этот индикатор колебался на уровне 90–100 пунктов, а в последние годы — 80–90. Ниже отметки в 60 пунктов он опускался только в I квартале 2009-го, когда был пик падения ВВП. 

Тенденцию подтверждают и цифры: прирост розничного товарооборота стремительно падает (9% в январе–феврале, затем 7,7% за три месяца и всего 5,6% по итогам января–апреля). Скорее всего, даже мизерный прирост сменится падением во II–III кварталах. Но есть отрасли, где падение началось уже сейчас. Это недвижимость, автомобили, бытовая техника и электроника.