ДЕЛО ВАСИЛЬЕВОЙ, ИЛИ У БОГАТЫХ СВОИ ПРИЧУДЫ
Накануне защита ключевой фигурантки «дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой заявила ходатайство о возврате дела в прокуратуру. Ходатайство было заявлено в ходе предварительных слушаний, которые прошли во вторник в Пресненском суде Москвы в закрытом режиме.
Есть мнение (причём довольно-таки устоявшееся), что талантливый человек талантлив во всём. Вспоминаем мы об этом выражении и оперируем им, как правило, только в тех случаях, когда ведём речь о каких-то положительных героях. Но уместен ли этот постулат по отношению к отрицательным персонажам? Наверное, да. Ведь люди не рождаются преступниками – они ими становятся в силу каких-то обстоятельств, а таланты, если они есть, заложены в них изначально, и их нужно только открыть в себе и явить миру.
Причём таланты бывают во всех сферах человеческой деятельности, включая криминальную. Многие знают, что в преступном мире были и, наверное, есть талантливые карманники, «домушники», «медвежатники», мошенники и т.д.
Как ни прискорбно констатировать, но первые таланты у экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой прорезались как раз на криминальной почве. Она стала фигуранткой уголовного дела, связанного с продажей недвижимости и хищением денежных средств ОАО «Оборонсервис», подконтрольного Минобороны. Согласно материалам уголовного дела, Васильевой вменяется 12 эпизодов преступной деятельности, общий ущерб по которым превышает 3 млрд. рублей.
Её способности, которые оценили следователи, описаны в конкретных статьях Уголовного кодекса. Это мошенничество, легализация денежных средств, превышение и злоупотребление должностными полномочиями. И эти факты зафиксировали не только следователи, скрупулёзно собиравшие доказательства, но и многочисленные эксперты, подтвердившие выводы следствия в ходе экономических экспертиз.
А деньги эти были получены в результате продажи по заниженной стоимости наиболее ликвидных объектов недвижимости, акций и другого имущества, принадлежащего «Оборонсервису», а затем легализации преступных доходов через подконтрольные фирмы. Как считают следователи, похищенными активами Васильева лично распоряжалась через полностью подконтрольные ей фирмы. В деле имеются доказательства того, что обвиняемая получала миллионы рублей наличными от доверенных лиц, отвечавших за легализацию похищенных денежных средств. И вот как раз эти преступные таланты по достоинству оценит суд в рамках предстоящего процесса.
Талант на криминальном поприще, а точнее, огромные деньги, полученные от этой деятельности, способствовали раскрытию другого таланта Евгении Николаевны – таланта по обустройству своего «гнёздышка».
Кстати большую известность нашей героине добавил тот факт, что живёт она в большой квартире в элитном районе Москвы, где в ходе обыска у неё изъяли драгоценности, которые считали не поштучно, а килограммами, а также десятки картин и других предметов роскоши общей стоимостью более 127 миллионов рублей. Сама экс-чиновница заявляла, что жильё ей помог купить отец-бизнесмен, а к подобным бытовым удобствам она привыкла со времён жизни в родительском доме.
Не знаю, в каких условиях жили её родители, но не исключаю, что дочь всё же перещеголяла их в этом вопросе. Живёт она в одном из московских переулков, название которого всякий раз напоминает мне «молочную реку с кисельными берегами», являвшуюся в русских народных сказках символом не просто достатка, а изобилия.
Так вот дом №6 в Молочном переулке, как мне кажется, полностью соответствует этому сказочному образу. Он располагает всеми признаками элитности – расположен в одном из самых дорогих мест российской столицы, на так называемой «золотой миле», где стоимость «квадрата» составляет около 20 тыс. долларов.
Дом находится в глубине квартала, вдали от посторонних глаз и шума проезжих дорог. Система безопасности многоуровневая: видеокамеры наружного и внутреннего наблюдения, контроль доступа на территорию, служба охраны, консьерж и т. д.
Апартаменты в этом клубном доме, как правило, разноуровневые, с зимними садами и открытыми летними террасами. В окнах – тройные французские стеклопакеты из натурального дерева. Кондиционеров нет. В доме встроена приточно-вытяжная вентиляционная система, куда подаётся чистый и увлажнённый воздух. Воду можно смело пить из-под крана. Она подаётся в квартиры уже очищенная, прошедшая через систему фильтров.
Во внутреннем дворике – беседки, альпийские горки с искусственными ручьями. В подземном гараже за каждым хозяином квартиры зарезервированы 3 машиноместа. Охранниками здесь служат отставники из спецназа.
В таких вот райских кущах и проживает, а теперь уже не просто проживает, но с осени 2012 года находится под домашним арестом наша героиня.
И вот, находясь под дамокловым мечом судебного процесса, в результате которого ей светит 15 лет отсидки, Евгения Николаевна обнаружила в себе ещё целую кучу всевозможных талантов, и решила направить их на создание своего нового имиджа. В последние месяцы её образ изменился до неузнаваемости. Из могущественной и своенравной чиновницы, рассказы о которой людей только злили, она неожиданно превратилась в светскую львицу, поэтессу, художницу и жертву несчастной любви.
Возможно, здесь не обошлось без помощи профессионалов. По мнению ряда экспертов, к созданию и раскрутке нового образа могли приложить руку имиджмейкеры, умеющие как очернить, так и обелить любого. И мы увидели: сперва она молчала, а затем заговорила – интервью, фотосессии, выставки картин, сборники стихов и даже музыкальный клип. В них она уже не хищница, а тонкая ранимая женщина с непростой судьбой, поплатившаяся свободой за право любить.
Недоумённые усмешки вскоре стихли, и гнев у многих сменился сочувствием. Грамотно выстроенная стратегия сработала, говорит исполнительный директор консалтинговой компании «Человек публичный» Алексей Пронюшин. Известный отрицательный образ превратить в известный положительный проще, чем создать образ, что называется, с нуля.
Пронюшин: «Изменения в том, что она стала публичным человеком. То есть она, находясь в своей собственной квартире, является публичным лицом. А раньше такого не было. Это, скорее всего, неслучайно. Стратегия продуманная. Другой вопрос – заказывала она это кому-то или сама продумала. Об этом мы можем лишь догадываться».
Тут, возможно, работала целая команда, говорит директор Центра практической психологии Сергей Ключников. Но метод выбран исходя из особенностей личности главной героини. Ее линия – атака – прослеживается даже здесь.
Ключников: «Даже Сердюков, например, не слышно, чтобы он хотел бы извлечь из этого некий капитал. А Васильева обладает симпатичной внешностью и амбициями. Смазливая внешность, отсутствие комплексов, наличие имиджмейкеров, средств и пожалуйста».
О том, что, скорее всего, имидж был выстроен профессионалами, говорят многие имиджмейкеры. И стоит такое удовольствие немало. Уже подсчитано, что обеление образа и смена имиджа со скандальной фигурантки дела о махинациях на светскую львицу, поэтессу, художницу и ценительницу прекрасного могло обойтись в миллион долларов. Такая сумма вполне реальна, считает Алексей Пронюшин. Может быть даже и больше. Цена в таком деле зависит от поставленных задач. Но основная – перевернуть образ в сознании большинства. Для этого используются два свойства, присущих человеку.
Пронюшин: «Первое свойство – забывать. Мы через какое-то время забываем плохое мнение или ощущение о том или ином событии или человеке. Прошло какое-то время, и мы уже не так плохо, не так резко относимся к тому, к кому год назад относились не очень хорошо. И второе базовое свойство, на которое опирается эта работа – желание жалеть. Особенно это касается нашего российского народа».
Безусловно, говорит Сергей Ключников, на кого-то это подействует. Действительно ей будут сочувствовать и сострадать. Среди женщин – те, кто сам оказался в непростой жизненной ситуации, среди мужчин – благородные джентльмены, готовые красивой женщине простить всё. Но таких – меньшинство.
Ключников: «Значительная часть населения, несмотря на любые ухищрения имиджмейкеров, воспринимает её как коррупционную женщину, нацеленную на богатства, на потребительство. Достаточно ловкую, имеющую покровителя, которая стремясь к высокому потреблению, придумала какие-то схемы, но, в то же время, защитившись высоким покровителем, скажем так, похитила из казны достаточно большое количество денег».
Другой вопрос, окупится ли это. Ведь, по большому счёту, сплетни и досужие разговоры вокруг Евгении Васильевой её мало волнуют. Конечно, неприятно, но не смертельно. Главное – как кардинальная смена имиджа скажется на её дальнейшей судьбе. Сможет ли она убедить не только общество, но и тех, кто принимает решения в том, что она жертва обстоятельств?
С этой целью в ходе следствия она иногда прибегала и к более решительным действиям, публично заявляя о своей невиновности. Например, в начале ноября 2013 года она опубликовала «Открытое письмо» для прессы и российской общественности, в котором писала: «Никакой речи о признании мною вины по этому делу быть не может, так как никакой вины нет. Более того нет вины ни у кого из так называемых участников организованной преступной группы. А самое интересное, – (интриговала далее г-жа Васильева), – нет ущерба РФ. Все сделки совершались в установленном законом порядке».
Похоже, в России вопрос «куда делись деньги?» давно уже стал третьим в ряду классических русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?». Кроме этого, он так же, как и два первых вопроса не подразумевает никакого ответа. Словом, непаханое поле для учёных, изучающих «чёрные дыры» и «параллельные миры», где исчезают миллионы и миллиарды денежных знаков, где творятся мистические вещи, когда при явно выраженном факте воровства порой совершенно невозможно найти того, кто этим занимается.
Что поделаешь – у нас капитализм, причём, капитализм дикий. А это означает, что если украл пачку сигарет, то ты простой вор, а украл миллиард, то уже – удачливый бизнесмен! А кто же посадит бизнесмена, да ещё и удачливого, а, стало быть, денежного? Здесь действует одно золотое правило: когда воруешь, делись, тогда и сидеть не придётся, а если этого не знаешь – то и нечего соваться со свиным рылом в калашный ряд! Ну а где можно украсть миллион, то тут, как говорится, места надо знать!
Вот г-жа Васильева, похоже, знала про места нахождения не только миллионов, но и миллиардов. Поэтому, скорее всего, сидеть она не будет, т.к. её «улова» хватит не только на покупку московской полиции, но и на всё российское МВД.
При чтении её обращения, возникало ощущение, что «российская общественность» для неё – это некая дегенеративная быдломасса, находящаяся ещё ниже генералов Российской армии, которых она пренебрежительно называла «зелёными человечками».
Она, находясь под опекой либеральной российской власти, пребывала под домашним арестом, с правом ежедневных 3-часовых прогулок. И даже этот сверх льготный режим Васильева постоянно нарушала. Этой дамочке было невдомёк, что обвиняемым за хищение сумм, значительно меньших размеров, нежели 3 млрд. рублей, полагается сидеть на нарах в СИЗО, а не на пуховой перине в 13-комнатных апартаментах.
Та комфортная обстановка, в которой ей приходилось «мотать срок», конечно же, располагала к эпистолярному творчеству. И вот, спустя ещё несколько дней, появилось второе открытое письмо вип-узницы, в котором она, объясняя, почему её следует освободить из-под домашнего ареста, писала: «Ни при каких обстоятельствах оснований для продления моего ареста нет». Вы чувствуете, какая безапелляционность, какой напор и уверенность в своей исключительности?
Не удивлюсь, если после освобождения Васильевой из-под стражи, так сказать, «в связи с отсутствием состава преступления», появится её третье открытое письмо к «кровавому режиму» со столь же безапелляционным и напористым требованием моральной и материальной компенсации за те невыносимые страдания, которые ей пришлось претерпеть за долгие месяцы заточения в Молочном переулке… с кисельными берегами.
Комментарии