Что бы написал Вова другу Обаме? Арик Эльман
От редакции: Этот материал был написан для газеты "Эхо" (Израиль) еще в конце марта. Но мы считаем, что он не потерял своей актуальности и сегодня.
Известный американский публицист Том Фридман прославился тем, что изобрел отдельный жанр фельетона – письмо либо «мысли вслух» от имени какого-нибудь мирового лидера – президента США, премьер-министра Израиля и так далее. Пишущий эти строки не претендует на славу Фридмана, но, как известно, дурной пример заразителен. Поэтому давайте представим себе, что президент РФ Владимир Путин решил в письменной форме ответить на критику своего американского коллеги в связи с событиями на Украине и своими действиями в Крыму. Пофантазируем:
«Дорогой коллега,
Прежде всего, позвольте мне выразить огромное удовлетворение в связи с тем, что наконец-то американская сторона приняла традиционную российскую точку зрения относительно уважения суверенитета и неприкосновенности границ третьих стран. Очень жаль, что произошло это только сейчас, а не, скажем, в 2008 году, когда Косово в одностороннем порядке объявило о своей независимости и тут же получило американское признание. Очень жаль, что США и другие западные партнеры не следовали этому принципу в 2011 году в Ливии, когда вмешались под надуманным предлогом в гражданскую войну в этой стране, где с тех пор дела идут просто великолепно, не так ли?
Не менее радостной для меня является новость о том, что Соединенные Штаты придают теперь столь критическое значение духу и букве международных соглашений. Жаль, что это запоздалое признание пришло только теперь, а не двадцать лет назад, когда, в нарушение данных Михаилу Горбачеву обязательств, НАТО начала продвижение на Восток. Тем более жаль, что США не отнеслись с подобной серьезностью к подписанному 21 февраля в Киеве соглашению между украинской оппозицией и президентом Януковичем. Соглашение, которое я фактически заставил Януковича подписать, удовлетворяло всем требованиям оппозиции в обмен на прекращение силовых акций с обоих сторон.
Сегодня Ваш ГосДеп утверждает, что Янукович сорвал соглашение первым, не подписав вовремя закон о возвращении к Конституции 2004 года, и предпочел убежать из своей столицы. Соглашение, действительно, оставляло оппозиции право хранить оружие до подписания закона – но не давало ей права захватывать государственные учреждения и силой принуждать депутатов Партии Регионов голосовать за «правильные» законы.
Вы очень красноречиво убеждали меня не вмешиваться во внутренние дела Украины. Это красноречие было бы куда более убедительным, если бы американские дипломаты, вплоть до заместителя Госсекретаря Виктории Нуланд, не выступали открыто в поддержку Майдана задолго до того, как в Киеве пролилась кровь.
Видите ли, мы в России всерьез относимся к жестам. Когда Ваш предыдущий Госсекретарь (и, говорят, Ваш будущий преемник) Хиллари Клинтон перепутала надпись на красной кнопке, которую она вручила главе нашего МИД, мы поняли, что Ваша внешнеполитическая команда не очень серьезно относится к своим обязанностям, и не ошиблись. Когда высокопоставленный американский дипломат раздает угощения гражданам чужой страны, протестующим против своего законного президента, мы понимаем, что Вы взяли курс на его свержение. Поправьте меня, если я ошибся.
Вы объяснили мне, что мои действия в Крыму ставят под угрозу дружбу между Россией и США. К сожалению, на примере лучшего в мире друга США – Израиля – мы видим, что наше понимание понятия «дружба» сильно расходится. Думаю, что если мы проверим архивы, то убедимся, что Вы выступаете с публичной критикой Израиля и его демократически избранного правительства в несколько раз чаще, чем я. Ваш стиль общения с премьер-министром Израиля граничит с личным оскорблением. Я – реалист в политике и понимаю, почему Нетаниягу все-таки явился на встречу с Вами в Вашингтоне, несмотря на то, что Вы уже все сказали за сутки до того в интервью агентству «Блумберг». Вот только не надо забывать, что Россия – не Израиль.
Дилетантизм публичных заявлений Ваших сподвижников – особенно сравнения меня с Гитлером – и попытки свести сложную ситуацию на Украине к черно-белому противостоянию «хороших украинских парней» и «плохих русских империалистов» идут мне только на пользу. Главную опасность для меня сегодня представляют не изолированные московские либералы, а усиливающиеся националисты. Крым для них – это символ унижения России в течение десяти лет «торжества демократии».
Америка для них – это в лучшем случае гегемон-лицемер, в худшем – препятствие на пути к возрождению России. Разделяю ли я эту мифологию – не так уж важно, если я просто не могу позволить себе не заигрывать с ее носителями.
Поэтому я могу позволить себе еще немного побалансировать на краю новой «холодной войны», зная, что, как и в Сирии, как и в случае Ирана, за Вашими решительными заявлениями скрывается абсолютное нежелание идти на какие-то решительные действия, и больше всего Вам бы хотелось, чтобы Вам опять помогли «слезть с дерева». Не беспокойтесь, г-н Президент. Когда мне это опять будет выгодно, я Вам опять помогу.
Комментарии