История "расчеловечивания" Юго-Востока Украины

Киев принуждают к переговорам с дегуманизируемым им Донбассом

12 лет назад в Украине началась кампания дегуманизации Донбасса. Начали с «совков» и «бандитов», дошли до «недочеловеков». И как теперь Киеву вести с «жителями Донбасса» переговоры, к которым принуждают Россия и Запад?

Хотя разговоры о «единой стране» ведутся в Украине со времен независимости, ее разделение на «западников» и «восточников», а последних – на кланы «днепропетровских» и «донецких», возникло задолго о 1991-го. И «донецкие» в независимой Украине сменяли у власти «днепропетровских» задолго до 2010-го – вспомним Ефима Звягильского, преемника Леонида Кучмы на посту премьер-министра в 1993-м.

Однако воспитанник Днепропетровска Кучма, став президентом, с донецкой элитой старался жить мирно (за исключением времен премьерства Павла Лазаренко), а в ноябре 2002-го даже назначил ее выдвиженца Виктора Януковича премьер-министром Украины. И тут, будто по взмаху волшебной палочки, со страниц оппозиционных газет и сайтов, из эфира «5 канала» полились жуткие истории о «донецких»!

 На самом деле это состоялось не вдруг. Весь август и сентябрь 2002 года велись переговоры о новом большинстве в ВР, в которое вошла бы оппозиционная фракция «Наша Украина» во главе с экс-премьером Виктором Ющенко. 15 сентября 2002-го во время Форума демократических сил было подписано соглашение о создании парламентского большинства между «НУ» и четырьмя фракциями, созданными на базе блока «За единую Украину»: Народно-демократической партии, Аграрной партии, фракции Партии промышленников и предпринимателей и партии «Трудовая Украина», а также группы «Демократические инициативы». Фракция Партии регионов формально в переговорах участия не принимала, но «донецкие», в том числе Ринат Ахметов, не скрывали своей готовности сотрудничать с Виктором Ющенко.

Однако другой Виктор – Медведчук, работавший главой Администрации президента, – сумел сформировать большинство без «Нашей Украины», в которое вошли и «донецкие».

И тогда в штабе Ющенко родился сценарий мести… Одним из руководителей избирательного штаба «Нашей Украины» был тогда уроженец Львова, психиатр Ярослав Лесюк. Он стал известен значительно позже, как один из главных разработчиков «оранжевой» символики во время президентской кампании в 2004-м. А в 2002-м, после консультаций с американскими кураторами «проекта Ющенко», он предложил долгоиграющий проект дегуманизации, «расчеловечивания» представителей электората «донецких».

Все идеологемы, которые сейчас кажутся «вечными» в украинском информпространстве – «на Донбассе живут совки, зомби, бандиты, наркоманы, быдло и т.п.» – были разработаны именно тогда. И как только представитель Донбасса занял кресло премьера – все они начали планомерно вбрасываться оппозицией в массовое сознание специалистами по человеческой психике.

С массовым приходом выходцев из Донбасса во властные структуры Киева в «антидонецкую» кампанию добавили и рациональный момент – мол, именно уроженцы края терриконов теперь отбирают у всех бизнес и прочее имущество. Но главный акцент с самого начала был сделан именно на иррациональном – дегуманизации «жителей Донбасса».

Остальную Украину планомерно убеждали в том, что «донецкие» – это если и люди, то низшего сорта, бескультурные и необразованные, наркоманы и проститутки, склонные к зверским преступлениям, да еще и зазомбированные российской пропагандой и ностальгирующие по СССР. До знаменитой картинки о «сортах Украины» оставалось еще почти два года»…

Центральная власть поначалу не понимала, что происходит, потом начала отвечать слишком рационально – рассказывая правду о преступлениях оппозиционеров. Однако эти преступления были в основном экономическими – дерибан бюджета, приватизация госимущества за бесценок, контрабанда, мошенничество с кредитами – слишком сложно для обывателя, которому оппозиционные СМИ рассказывали о горах трупов в шахтах и людоедстве.

Первый иррациональный ответ сами «донецкие» попытались дать осенью 2003-го, когда «Наша Украина» захотела провести съезд в Донецке (помните, там еще Петр Порошенко «раком по баррикадам лазил»?) Однако плакаты с Ющенко в форме СС и тиражирование откровенно нацистских выражений его соратников остались «оружием местного применения», которое так и не рискнули использовать по всей Украине.

 А вот штаб Ющенко не останавливался ни пред чем: одна выдуманная Михаилом Бродским история о «шапках Януковича» чего стоит! Во время Майдана-2004 по всей Украине появляются наклейки «Не ссы в подъезде – ты не донецкий», а Юго-Восточную автономию синхронно назвали «ПиСУАР». Сторонников Виктора Януковича публично окрестили «быдлом» и «козлами» – песенку с этим рефреном потом даже пропихнули на «Евровидение». А для тех, кто сразу не понимал, где эти самые «козлы» живут, придумали четко привязанное к географии название – «даунбасс».

После прихода Ющенко к власти только Ринат Ахметов «удостоился» штурма своего офиса в Донецке с применением БТР, и только против председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова разыгрывали спектакль с обвинениями с трибуны Верховной Рады. Кстати, сам Колесников считает, что за этим стоял тогдашний секретарь СНБО Петр Порошенко, но это совсем другая история.

Антидонецкая кампания немного стихла только осенью 2005-го, когда Виктору Ющенко понадобились голоса «регионалов» в противостоянии с Юлией Тимошенко. Немного – поскольку ослабление прессинга со стороны государственных и проющенковских СМИ было компенсировано активизацией пропагандистов Тимошенко.

После «второго пришествия» Виктора Януковича на пост премьер-министра в 2006-м кампания дегуманизации Донбасса опять стала набирать обороты. Фактически, с тех времен она лишь усиливалась, менялись только инструменты влияния: до 2010-го это были провластные СМИ, после победы Януковича на президентских выборах – оппозиционные, когда начался Майдан-2013 – разные, а с февраля 2014-го – практически все.

После начала вооруженного противостояния на Донбассе в Украине зазвучали призывы полностью очистить регион от «генетического мусора», а противников киевского режима и вовсе стали называть «колорадами», что напомнило геноцид в Руанде, где истребляемое племя тутси называли «тараканами».

Своеобразным апофеозом стало недавнее заявление Арсения Яценюка о том, что против украинских силовиков на Донбассе сражаются «нелюди». Причем это слово услужливый украинский МИД поначалу перевел на английский язык как «subhumans», то есть «недочеловеки».

Только в результате скандала на Западе, где после деяний нацистских «сверхлюдей» отношение к этому слову особое, перевод исправили на «unhumans». На этом фоне кричалка «динамовских» ультрас «Спасибо жителям Донбасса за президента-***са!» выглядит практически безобидной…

 Что интересно, в кампании дегуманизации Донбасса практически с самого начала активное участие принимали, да и сейчас принимают, известные украинские писатели, журналисты и деятели шоу-бизнеса. И если к выросшим в русскоязычных семьях Кузьме Скрябину или Антону Мухарскому, который осознал себя АнтИном, либо к готовому за деньги унижать кого угодно «95 кварталу» предъявлять претензии так же глупо, как к Ани Лорак или Таисии Повалий за концерты в Крыму, то с писателей все же спрос побольше.

Формально все началось с так называемого «Открытого письма аполитичных литераторов о выборе и выборах», которое подготовили в штабе Ющенко, а подписали, в частности, Юрий Андрухович, Юрий Винничук, Тарас Прохасько, Ирена Карпа. Именно в этом тексте впервые русский язык был назван «языком попсы и блатняка», а земляки Януковича – уже традиционно «братвой и шестерками». Не успокоились подписанты письма и их коллеги по цеху и в дальнейшем.

В 2010-м уроженец Ивано-Франковска Андрухович предложил отделить Донбасс (вместе с Крымом) от Украины – мол, это другая нация, чуждая Украине.

Его поддержал автор ксенофобского романа «Черный ворон» Василий Шкляр, и высказался по поводу Донбасса конкретнее: это гангрена, которую нужно отрезать, чтобы выжило здоровое тело Украины.

В 2014-м Юрий Андрухович уже ратует за то, чтобы оставить Донбасс в Украине любой ценой, но своего мнения о нем не изменил: «Чем восточнее, тем больше агрессии и нетерпимости, попыток настоять на своем. Ты или нагнул, или тебя нагнули, к сожалению, такая вот психология».

Земляк Андруховича Тарас Прохасько в своих публицистических колонках называет Донбасс «проклятыми землями с неприкаянным народом», а в интервью – депрессивной и архаичной территорией».

А львовский писатель Юрий Винничук в своей книге «Танго смерти», кроме положительных украинских националистов, которые никаких евреев не убивали, описывает и героев отрицательных – советских офицеров, родом, естественно, с Востока Украины.

Выросшая на Ивано-Франковщине Ирена Карпа книг не издавала давно, однако «отрывается» в социальных сетях, называя вооруженный конфликт в Луганске и Донецке «войной адекватов с долбо*бами». Кем является сама Карпа, приезжавшая весной в Донецк, чтобы расспрашивать у местных жителей «как проехать к площади Бандеры», я предполагать не буду…

Не отстает от галичан и уроженец Слобожанщины, харьковский писатель Сергей Жадан, для которого настоящими людьми на Донбассе являются только украиноязычные, а все остальные – смотри эпитеты выше.

Отдельная история – отношение к Донбассу «демократических» журналистов, особенно кормящихся с различных западных грантов. В своих текстах, передачах, выступлениях на различных ток-шоу отношение к Донбассу у них всегда либо пренебрежительное, либо презрительное, причем, много лет подряд. Нет смысла перечислять их фамилии – можно просто взять списки движения «Стоп цензуре!» или получателей денег от посольства США.

А эскалация вооруженного конфликта «сносит башню» даже таким доселе толерантным журналистам, как львовянин Остап Дроздов. В своей статье «Донбасс как замороженная совковость» он на днях написал: «Как только Украина получила шанс приобщиться к цивилизованному миру – Донбасс начал радикально защищать свою сталинскую онтологию. Если кого-то и греет присутствие в составе Украины этой черной дыры с букетом сталинских мифов – то точно не меня». Классическая для «сверхчеловека» позиция…

Если честно, меня, уроженца Буковины,  все эти года мучает вопрос: почему «донецкие» хоть как-то не отвечали? Одно слово «майдаун» за 12 лет систематической дегуманизации – практически не в счет. Донбасс никогда не пытался «учить жизни» центр и запад Украины, не организовывал никаких «поездов дружбы» (даже в «горячие» моменты двух Майданов гости из Донецка дальше Киева не выбирались). А уж проводить по всем регионам Украины тренинги по «правильной» политике и журналистике тут и вовсе никому в голову прийти не могло.

Возможно, это просто привычка «отвечать за базар», когда смертельное оскорбление противник слышит только перед своей смертью? Хотя такое предположение – это скорее следствие влияния «антидонецкой» пропаганды на меня лично…

Еще одну версию высказала моя коллега из Донбасса: обычный пофигизм – мол, эти оскорбления меня лично не касаются, и Бог с ними. Из попыток симметричных ответов можно вспомнить разве что тексты уроженцев Донецка Александра Чаленко и Владимира Корнилова о «неполноценных галичанах, пресмыкавшихся перед австрияками и теперь моющими туалеты в Европе» да аналогичные тезисы Дмитрия Табачника.

Но даже в то время, когда «донецкие» были у руля, подобные темы были не в чести у провластных СМИ, которые на самом деле пытались изо всех сил «сшивать Украину».

 А вот победивший в 2014-м Майдан решил, что неправильную часть украинцев нужно просто «пришить». Есть, впрочем, еще две версии от людей Игоря Коломойского: заместитель губернатора Днепропетровщины Борис Филатов призывает «вешать», а зам. Одесского губернатора Зоя Казанжи – «жечь»…

Правда, в последние дни ситуация несколько изменилась. И Россия, и Запад принуждают киевские власти к прямым переговорам с Донбассом, то есть с Луганской и Донецкой народными республиками. 20 июня Петр Порошенко объявил о недельном прекращении огня со стороны украинских силовиков. 23 июня в Донецке прошли многосторонние консультации, где представители ДНР и ЛНР поддержали перемирие. Да, все стороны подчеркнули, что это не переговоры, а консультации, но их уровень был достаточно высоким  посол РФ в Украине Михаил Зурабов, представитель действующего главы ОБСЕ Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, официально представлявший Украину, а также глава общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, премьер-министр ДНР  Александр Бородай, лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев и представители ЛНР.

 Да, обе стороны конфликта регулярно нарушают собственные обязательства о прекращении огня, но даже после того, как 24 июня под Славянском был сбит вертолет украинской армии,  почему-то летавший там в дни перемирия,  представитель Госдепа США Мэри Харф сказала, что это не означает провала плана мирного урегулирования в Украине. А постоянный представитель США при Организации Объединенных Наций Саманта Пауэр в тот же день заявила на заседании Совета Безопасности ООН: «Мы приветствуем сообщения о том, что представители украинского и российского правительств, а также сепаратистских групп, провели встречу, за которой последовали заявления некоторых лидеров сепаратистов о том, что они будут соблюдать прекращение огня».

25 июня состоялся телефонный разговор лидеров Франции, Германии, Украины и России в четырехстороннем формате. Как заявил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, «продолжительная беседа между президентом Олландом, канцлером ФРГ госпожой Меркель, президентами России и Украины Путиным и Порошенко позволила продвинуться вперед».

Как уточнил в своем заявлении Леонид Кучма, в ходе разговора удалось достичь согласия по проведению очередного заседания трехсторонней контактной группы. Оно прошло в Донецке 27 июня и привело к продлению перемирия еще на трое суток. Второй президент Украины, как и большинство ответственных политиков, не видит альтернативы мирному решению конфликта на Донбассе. «Другого пути, кроме мирного, нет. Мы же не можем стирать с лица земли города, как это было в Грозном», – заявил Леонид Кучма 26 июня на конференции «Украина сегодня: вызовы для экономики и государственности». А отвечая на вопрос журналистов, можно ли вести консультации с теми представителями ДНР и ЛНР, которые к ним привлечены, Кучма сказал: «А других людей нет. Больше все-таки под их контролем находится Донбасс».

 Фразу «а других людей нет» вполне можно отнести еще к двум участникам консультаций – Виктору Медведчуку и Олегу Цареву. Первого предложила включить в качестве посредника для обеспечения деятельности работы трехсторонней контактной группы канцлер Германии Ангела Меркель. А второго 26 июня депутаты Донецкой и Луганской народных республик на первой сессии в Донецке избрали главой объединенного парламента Союза народных республик Новороссии. Возможно, с Царевым представителям киевских властей будет проще договариваться – ведь по происхождению он не «донецкий»: родился в Днепропетровске, среднюю школу закончил и вовсе в Тернополе.

Конечно, его, как и всех остальных политических противников, в Киеве последнее время тоже пытаются дегуманизировать, но все же несколько месяцев травли – это не 12 лет систематической кампании «расчеловечивания Донбасса». И как бы ни закончились консультации и переговоры, последствия этой кампании Украине и Донбассу придется преодолевать не одно десятилетие.

И первым шагом должно стать взаимное понимание того, что во время переговоров нужно не только говорить и слушать оппонентов, но в первую очередь видеть в них людей.  

Олег Хавич,