В поисках теории общества

 

Нет ничего практичнее хорошей теории.
Алессандро Вольта

 

Александр Иванов в Макспарке (http://maxpark.com/community/88/content/2803267) провёл опрос о необходимости теории общества. Из самого факта опроса следует: многие уже поняли, что всё, написанное обществоведами за тысячи лет, не является теорией.

Под теорией я понимаю хорошо упакованные знания, когда из малого – аксиом – можно получать огромное количество теорем и решать бесчисленные задачи. Примером теории является геометрия Евклида. Создать теорию непросто. Но когда она создана, то доступна даже детям.

У меня уже лет 20 назад сложилось некое видение теории общества, которое я назвал терминомикой – наукой о гранях. Это видение необычно, и его трудно донести до консервативного научного сообщества, до людей с шаблонными представлениями об обществе. Но его нужно донести до широких интеллектуальных масс, как это подтвердил наш вчерашний домашний симпозиум в кругу давних друзей. Без прочной теории общества мир захлебнётся в принуждении и обмане.

Предлагаю свой подход к теории общества. Телеграфно, тезисно, как приглашение к обстоятельному разговору:
1) Общество – это общающиеся люди.
2) Общение – это поведение людей с учётом граней.
3) Грани – это согласования конкурентов.


4) Конкуренция между людьми неизбежна, поскольку люди готовы делать подарки далеко не всем.
5) Грани – превращают ценные возможности в права, следование им – в правое дело, а их нарушение – в преступление.
6) Грани позволяют людям, которые не испытывают любви друг к другу, общаться без принуждения и обмана.
7) Принуждение и обман правых людей – преступление.
8) Принуждение и обман преступников может быть правым делом.

Вдумчивый читатель видит, что современное законодательство во многом противоречит сформулированным выше тезисам. Законодатель часто исходит из должного, а не сущего. Он пытается переделать законы природы, а не следовать им. Он полагает, что люди должны вести себя более бескорыстно и любвеобильно, чем это им дано от природы. В результате легкомысленного отношения к законам природы, даже если это легкомыслие диктуется самыми лучшими намерениями, правые люди подвергаются принуждению. Хуже того – законному принуждению со стороны государства. А преступники оказываются во власти. Законной власти.

Современные социальные «теории» оправдывают такое положение дел. Я призываю его исправить созданием теории общества. Для этого я предлагаю свой подход к этой теории. Надеюсь, что Александр Иванов поддержит мой призыв.