Кто стоит за милитаризацией Арктики?
Сегодня грань между военно-политическими и правовыми методами отстаивания интересов в Арктическом регионе становится все тоньше и тоньше. Все зависит от текущей политической конъюнктуры, и мы вправе ожидать использования различных средств, как по отдельности, так и совместно. Милитаризация Арктики идет семимильными шагами, и делается это отнюдь не «на всякий пожарный случай», военные средства используют и будут использовать дальше, как только представится подходящий момент.
США, провозгласившие в 2009 году регион «зоной национальных интересов», сейчас уже полагаются не только на влияние в мире своих транснациональных корпораций. Они намерены «продемонстрировать военную мощь» всем странам, граничащим с Северным ледовитым океаном. Инструментов силовой политики у Вашингтона предостаточно. Например, на Аляске размещены элементы системы ПРО США. Вызывают тревогу и планы НАТО по дислокации в Арктике, на Балтике, в Северном и Баренцевом морях «на временной основе» военно-морских сил, на вооружении которых стоят управляемые высокоточные ракеты. Технически данное оружие предназначено для перехватывания баллистических ракет на разгонном участке, что вызывает у России законные опасения. Действительно, после взлета ракеты в разные стороны разлетаются несколько боеголовок. Фокус в том, что лишь одна из них настоящая, остальные, так, «пустышки». Но никто не знает, где та самая, которую нужно уничтожить. И много лет бились американцы над решением этой проблемы, но не смогли создать такое оружие, которое уничтожало бы все боеголовки до одной. Поэтому решили действовать проще: сбивать ракеты на разгонном участке. Все бы ничего, но расстояние от места пуска ракеты до установок, их сбивающих, должно быть гораздо ближе, чем в случае уничтожения боеголовок. Вот и подбираются разными путями и под разными предлогами американцы к российским границам.
Все арктические державы, за исключением нашей страны, являются членами альянса, причем принадлежат к лагерю сторонников укрепления его роли на международной арене и в урегулировании региональных кризисов.
Увеличение из года в год числа военных учений, проводимых странами-членами НАТО в северных широтах, свидетельствует о том, что опция военно-политического давления на Россию по-прежнему стоит на повестке дня.
Все это действо щедро сдабривается комментариями об оборонительном характере маневров, либо рассказами в западных СМИ об агрессивных намерениях России и, следовательно, о необходимости проведения учений подобного рода.
И никого в НАТО особо не интересует, что основной акцент внешней политики России сделан на международно-правовом урегулировании всего комплекса проблем Арктического региона. И этой позиции наша страна придерживается, несмотря на то, что при столь динамичном развитии Арктики действующих международно-правовых норм может оказаться недостаточно для обеспечения мирного, устойчивого и взаимовыгодного развития арктических государств.
Получается парадоксальная картина. Исчезновение в начале 90-х годов прошлого столетия «советской угрозы» арктические государства и страны Балтии проигнорировали и не только не встали на путь демилитаризации, но и неизменно наращивали свои военные потенциалы. Поддержав тогда процессы демократизации в России, они вскоре вновь стали выстраивать свою политику, опираясь на тезис о потенциальной опасности, якобы исходящей со стороны «непредсказуемой» России.
Ну, так и кто же виноват все-таки в милитаризации Арктики?
Комментарии