На востоке Украины, где власти ведут «антитеррористическую операцию», ситуация становится все безумнее день ото дня.
И это не красочный эпитет, придуманный журналистами: так говорят местные врачи-психиатры, привлеченные оказывать срочную помощь раненым, число которых растет, как и число погибших.
Ополченцы потеряли более 30 бойцов, украинские военные - не менее полудюжины.
При этом кардинального перелома не происходит, и многие опасаются еще большей жестокости и кровопролития.
Киев начал операцию 2 мая - через два дня после того, как и.о. президента Александр Турчинов заявил о потере контроля над юго-восточным регионом с 6-миллионным населением.
Украинские власти, похоже, полагаются на тактику молниеносных атак и быстрого отхода, но, как можно видеть, она не приносит стабильности и не помогает подавить сопротивление.
Похоже на пророссийскую пропаганду?
А ведь так пишут корреспонденты западных изданий на месте событий, в частности, The Daily Beast и The Telegraph.
«Дикий Восток»
Операция нацелена на два опорных пункта повстанцев - Славянск и Краматорск.
Власти планировали окружить и изолировать «сепаратистов», сократить им пространство для маневра и влияния и заставить покинуть захваченные административные здания.
В Киеве периодически отчитываются об успехах, но цена каждого отвоеванного клочка земли и объекта слишком высока.
Более того, картинка, которую рисуют украинские власти, не совпадает с тем, что происходит на этих территориях в реальности. И неясно - то ли они тешат себя иллюзиями, то ли стремятся таким образом выиграть в информационной войне, пишет репортер The Daily Beast из Славянска. Он рассказал, что увидел, объезжая Славянск и ближайшие населенные пункты.
Украинские войска заявляют, что блокировали Славянск. Но на самом деле это лишь подобие блокады.
Блокпосты ополченцев были очищены войсками в один день, но вернулись на другой.
Военные проверяют транспорт на дороге к Краматорску, но блокпосты мятежников никуда не исчезли, а просто сместились на несколько сотен метров ближе к городу. Северную дорогу на Изюм, опять же, контролируют военные, но остальные направления открыты, и следующий армейский блокпост встречается только через 20 километров.
В выходные глава МВД Арсен Аваков объявил, что в Краматорске удалось вернуть под контроль райотдел милиции.
Но в понедельник офицер за стойкой рассмеялся в ответ на просьбу журналиста подтвердить это и пояснил, что теперь в регионе два милицейских начальника - официальный и назначенный повстанцами.
Никаких украинских военных на улицах Краматорска корреспондент не заметил.
Вдобавок спецназ отвел все свои силы из небольшого гражданского аэропорта. Возможно, это была вынужденная мера из-за нехватки сил, но ополченцы восприняли это как свою победу, рассказывает он.
В Луганске мятежники захватили сборный пункт, где на тот момент находились бойцы Национальной гвардии. Они смогли выйти из здания с оружием.
В ожидании штурма украинских военных так называемый народный губернатор Валерий Болотов объявил в регионе чрезвычайное положение и комендантский час, а также мобилизацию в ряды самообороны.
Разве это похоже на успех киевской операции?
«Сумасшедшие люди»
Новое украинское руководство своими действиями лишь раздражает общественность на юго-востоке и еще больше теряет репутацию.
Многие в Донецком регионе уверены, что их просто не хотят слушать и понимать ни во внешнем мире, ни в остальной части Украины.
С их точки зрения, в стране произошел государственный переворот, и хуже всего то, что люди видели, как в нем участвовали радикальные националисты, сообщает журналист The Telegraph.
«Будьте осторожны, там полно сумасшедших», - всерьез предупредил корреспондента The Daily Beast врач психиатрической больницы на окраине Славянска, спасающий раненных в перестрелках.
При этом на взгляд местных жителей, самые безумные - вовсе не «сепаратисты».
Члены одной семьи пережили ужас, когда их дом попал под обстрел во время операции украинских войск. «Думаю, после этой стрельбы многие будут бояться нашего правительства и просить помощи у России», - говорит 24-летняя жительница.
Ее 70-летняя бабушка потрясенно твердит: «Начали стрелять без всякого предупреждения. Они должны были предупредить. Но ничего не сказали».
Также люди задаются вопросом: почему войска обстреляли все вокруг и ушли, почему не остались?
И на это никто не может ответить.
Была ли альтернатива операции?
США и Европа поддержали операцию Киева на востоке страны, Россия осудила.
Возможно, на Западе надеялись на другой результат, теперь же в местных СМИ сквозит разочарование.
Киев называет повстанцев «сепаратистами» и «террористами», те убеждены, что новые власти - «фашисты».
Конечно, это все в огромной степени результат пропаганды, той самой информационной войны.
Но журналисты на местах увидели, что у жителей юго-востока Украины неподдельный страх перед «фашистским» правительством - это то, что их всех объединяет, а вовсе не желание отделиться от Украины и присоединиться к России.
Учитывая это, новым лидерам в Киеве следовало бы убедить людей, что им нечего опасаться, например, пригласив их представителей в правительство и предоставив региону автономные права, которых там так хотят.
Иными словами, властям следовало бы покончить с «ночными кошмарами» населения юго-востока, а не вызывать новые, заключает журналист The Telegraph.
Комментарии
подчинялись Порошенко.
Но они их просто посылают в пешую эротическую прогулку.