Станет ли мой дом моей крепостью?

На модерации Отложенный

«Трибуна» уже писала о том, что гражданская инициатива «Мой дом – моя крепость» набрала свыше 100 тыс. сторонников, которые проголосовали за нее. Пока что это единственный прецедент, что говорит об акутальности темы и поддержке со стороны общества. 

Суть инициативы состоит в том, чтобы изменить законодательство, обеспечив людям безусловное право на защиту себя, своего жилища и близких людей от посягательств бандитов, пришедших грабить, насиловать убивать. Сейчас в этом случае действует принцип так называемой необходимой обороны. То есть хозяин жилища, в которое вломились непрошеные гости, должен соизмерять свои действия со степенью угрозы.

Прежде чем начать защищаться, вы должны выяснить у бандитов, что они намерены делать – только грабить или еще зарезать вас хотят.

Любому нормальному человеку понятно, что вести такой диалог в такой ситуации невозможно. Во многих странах действует простой принцип «Мой дом – моя крепость» – пришел непрошеный гость с недобрыми намерениями – имеешь право защищаться любыми средствами.

Так вот после того как за этот принцип проголосовало свыше 100 тыс.

человек, его приняла и одобрила экспертная рабочая группа при «Открытом правительстве». В настоящее время уже готовятся законопроекты, которые должны изменить действующее законодательство, гарантировав защиту жилища, жизни хозяев.

И сразу же активизировались противники. Один из самых настойчивых, как видно, – депутат Илья Костунов. Судя по всему, его задумка – довести до абсурда здравую идею, которую, между прочим, поддержали свыше 100 тыс.

избирателей. Вот что Илья Костунов заявил, например, в интервью «Комсомольской правде»: «Это миф, что в США можно взять и убить любого, кто поскребся к тебе в окно, – говорит член Комитета Госдумы по безопасности Илья Костунов. – Там обязательно ведется расследование – если вас застали над трупом с дымящимся ружьем, то вам придется доказать, что было нападение и другого выхода у вас не было. Иначе – тюрьма вплоть до пожизненного. Давайте представим, что пацаны залезли в чужой сад и нарвали яблок, а хозяин их застрелил. Это будет правильно?

Конечно, нет! По большому счету у нас сейчас система действует также, разница лишь в деталях. И случаев, когда осуждается действительно невиновный, я что-то не припомню.

Почему ни одно такое дело не дошло до Европейского или хотя бы нашего Верховного суда? Да просто адвокаты понимают: приговор вряд ли получится обжаловать. Обычная схема, когда сажают оборонявшегося, такая: кто-то кого-то обидел, может, даже ударил. Тот пошел в другую комнату, взял ружье и застрелил обидчика. Но это уже не самооборона, а убийство.

Предлагаемые поправки – это рай для бандитов. Ведь по закону в понятие «жилище» входит и арендованная квартира, и гостиничный номер. Убивай, где хочешь».

Сразу видно, что этот депутат живет в своем отдельном мире. Не читает газет, не смотрит телевизор, а окружающую действительность воспринимает сквозь тонированные стекла госдумовского лимузина.

Примеров, когда защищавшиеся от бандитов в своем доме, на улице угодили в тюрьму, – пруд пруди. Самые вопиющие из них собраны на сайте межрегионального движения «Право на оружие». Люди сидят только за то, что дали отпор хулиганам или бандитам. Фамилию хрупкой девушки, студентки МГУ Лотковой, которая сидит в тюрьме за то, что пыталась защитить себя и друзей от нападения знает вся Россия.

Но Илья Костунов, похоже, не в курсе, что по таким фактам действует заведомая презумпция вины обороняющегося. Выстрелил, выхватил нож у нападавшего – пойдешь в тюрьму.

Илья Костунов, видимо, не читает сводки МВД, хотя, наверное, по статусу имеет такую возможность. А в них регулярно значатся случаи разбойных нападений на частные дома по всей России. Мы, журналисты, к этим сводкам не допущены и пользуемся открытыми источниками. Ну вот из последнего, из ближнего. 14 апреля в подмосковной Немчиновке, что в 20 километрах от Госдумы, грабители совершили налет на частный дом. Преступники избили 62-летнюю хозяйку дома, после чего похитили ювелирные украшения, деньги и преспокойно скрылись. Такие эпизоды – далеко не редкость. Вооруженные огнестрельным оружием банды нападают на безоружных хозяев в их домах, пытают, бьют, нередко убивают. Никакая милиция здесь не поможет. Нередко этих бандитов даже не ищут.

Ну, конечно, тех головорезов, которые напали на прошлой неделе на знаменосца олимпийской сборной России Александра Зубкова, скорее всего, найдут и накажут. Уж слишком резонансным оказалось дело. Ведь напали на человека, который получал награды лично от Владимира Путина и который олицетворяет триумф российского спорта на Сочинской олимпиаде. Кстати, помимо знаменосца сборной предметом нападения стала автомашина, которую вручал Зубкову в числе других олимпийцев президент России.

Илья Костунов говорит, что, пытаясь гарантировать право на вооруженную защиту, авторы инициативы «Мой дом – моя крепость» хотят создать «рай для бандитов». Но нам представляется, что рай для бандитов уже существует. Для них нет никаких ограничений, они имеют оружие, часто безнаказанно его применяют против законопослушных граждан, которые в свою очередь не в состоянии защититься. А те, кто рискует защищаться, попадают в тюрьму.

В случае с Зубковым, который голыми руками защищал свою семью, свое имущество, свой дом, все обошлось легкими повреждениями олимпийского чемпиона, вступившего в неравный бой с вооруженными бандитами. А ведь мог пострадать малолетний сын Зубкова, который находился поблизости.

Подумайте об этом, господин Костунов. А еще о том, что по опросам, почти половина граждан России поддерживает инициативу «Мой дом – моя крепость».