Воспоминания о вальсе
На модерации
Отложенный
«Я помню вальса звук прелестный» — при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом». В советское время широко издавались, так называемые «старинные русские вальсы» — на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» мексиканца Хувентина Розаса и др.
В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов». Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, — «Синий платочек» Ежи Петерсбурского, «В лесу прифронтовом» Матвея Блантера и другие. Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс — хобби или даже часть профессии. Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам.
"Оборванные струны" Муз. Петр Гапон
[more]
Исторически считается, что вальс «Оборванные струны» русский, написан Петром Гапоном в 1913 году, что композитор явил произведение впечатлившись смертью великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской, скончавшейся в 1910 году в возрасте всего 45 лет.
Отсюда и трагичное для для вальса название «Оборванные струны», выражающее преждевременно оборванную жизнь человека.
"В старом парке". Муз. А.Обидина
Концертный вальс. Муз. И. Дунаевский
"Амурские волны". Муз. М. Кюсс
М.Кюсс родился в 1842 году и был убит в Одесском гетто в 1942 году
" В лесу прифронтовом". Муз. М. Блантера
"Березка". Муз. Е. Дрейзина
Средь сосен суровых, меж темных ракит,
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, цветы и кусты
Пред гордым величьем ее красоты.
И нежна, и стройна, и всегда величава она,
Весела, и светла, и земле родной мила.
Чу, шелестит листва густая…
Это она, березка родная,
Милой земле в ответ
Посылает любовь и привет.
А. Безыменский
Вальс №2 из сюиты №1 Д. Шостаковича
Старинные вальсы
Давайте припомним, как вальс назывался...
Относит знакомый мотив ветерком.
Старинные русские вальсы
Играют в саду городском.
И воздух давнишней тревогой наполнен,
И кружатся, кружатся в вихре времён
"Манчжурские сопки", "Дунайские волны",
"Берёзка", "Осенний сон".
Ах, сколько в весеннем саду ветеранов!..
Им с детства оркестр играл духовой.
И вальс ещё списывать рано,
Звучит его голос живой.
Россия, ты вера моя и надежда!
Сегодня ты новые песни творишь.
А сердце волнуют, как прежде
Старинные вальсы твои.
(Г.Портнов - Г.Горбовский)
Источник: https://www.culture.ru/materials/245341/vals-v-russkoi-kulture
Комментарии