«Скверное» наследство и.о. губернатора Новосибирской области

На модерации Отложенный

В сказке «Золотой ключик» лиса Алиса и кот Базилио уговорили главного героя Буратино посеять на Поле чудес в  «Стране дураков» червонцы, чтобы из них потом выросло денежное дерево. Из затеи ничего не вышло. А в Новосибирске   опыт решили повторить, только в роли червонцев выступили… сваи. Истории неизвестно, кто в данном случае выступал в роли лисы Алисы и кота Базилио, убедивших бывшего мэра Владимира Городецкого разрешить строительство на территории Нарымского сквера…

О «скверном» вопросе, испортившем прежнюю мэрию

Нарымский сквер, как известно,  расположен в самом центре нашего города, возле Советской, Нарымской улиц, Гоголя и улицы 1905 года Железнодорожного района. В нем рядом с декоративными деревьевьями и кустарниками   стоит Вознесенский кафедральный собор, Новосибирский государственный цирк и школа.

Дорожки и аллеи Нарымского сквера выложены тротуарной плиткой, окантованной бордюром. Вдоль них установлены красивые светильники. Старые тополя и клены соседствуют с молодыми саженцами, сформированы новые газоны и обновлены клумбы. Весь периметр Нарымского сквера обнесен новым ажурным ограждением. В центре сквера установлен фонтан, который сооружен к 70-летию старейшего района города.

Центральную аллею сквера называют аллеей сибирских лиственниц. Кроме них, здесь растут удивительно красивые цветущие кусты, вековые липы и кедры.

Было бы весьма странно, если бы такое место не привлекло бы внимание застройщиков…

И почти 10 лет назад Нарымский сквер стал местом, где разгорелись нешуточные страсти: в 2005 году часть его территории незаконно, как посчитали общественники, была отдана мэрией Новосибирска под строительство отеля «Park inn» сети «Тhe Rezidor Hotel Group», которым планировала заняться компания «Возрождение». И в 2008 году строительство было начато. Был заключен договор между компанией «Возрождение», и городом, конкретно — с МУ «Горзеленхоз».

Начало этих работ способствовало образованию нескольких групп инициативных граждан, которые выступили категорически против строительства. Их поддержала Общественная Палата Новосибирской области, которая обратилась к тогдашнему мэру Владимиру Городецкому «… с предложением принять все меры для сохранения прежнего статуса Нарымского сквера. Считаем, что это решение повысит авторитет власти, сохранит стабильность в обществе и снимет напряжение, сложившееся вокруг ситуации с застройкой места отдыха горожан».

 

Известный новосибирский журналист Юрий Гусельников, бесследно исчезнувший в горах Алтая ровно пять лет назад, в одной из своих статей писал о проблеме Нарымского сквера так:

 

-- Весь сыр-бор разгорелся после неосторожного заявления в газете «Коммерсант» о создании на границе с Нарымским сквером оздоровительно-развлекательного комплекса с бизнес-центром и автостоянкой. И хотя речь шла о пограничной территории, но солидные масштабы строительства(30 тысяч квадратных метров) встревожили партию «Зеленых», которая призвала граждан грудью встать на защиту родной природы.

 

Мэрия попыталась «замолчать» тему, но вызвала только еще большее раздражение народа.

Тогда же начальник департамента строительства и архитектуры мэрии С.В. Боярский прислал председателю совета областного отделения партии «Зеленых» Валерию Домрачеву письмо, в котором заверял, что вся катавасия со строительством затеяна исключительно с целью благоустройства Нарымского сквера. Что касается гостиничного комплекса международного класса на 200 мест, то он будет воздвигнут не в сквере, а на территории, с ним граничащей. И строиться вышеупомянутый отель будет на месте «строений и деревянных домов, которые не входят в границы земельного участка занимаемого сквером». (Конец цитаты)

Таким образом, конфликт вокруг Нарымского сквера отчетливо высветил две стороны проблемы:

-- с одной стороны, в бытность мэром Владимира Городецкого происходили такие переоформления, переработки и изменения «Правил землеустройства и застройки» (на основании которых утверждается кадастровая планировка), согласно которым был выделен участок под строительство гостиничного комплекса как территории, находящейся вне Нарымского сквера.

С другой стороны, подобные перемены в территориальном зонировании категорически не устроили горожан, многие из которых посчитали их покушением на территорию «зеленых зон».

К слову, у наших соседей в Омске только что взят под стражу первый замгубернатора Омской области Юрий Гамбург. Ранее он занимал пост директора департамента имущественных отношений Администрации Омска. Чиновник был задержан в рамках расследования дела о незаконном отчуждении земельных участков в Кировском округе города, а площадь проданной земли составила почти 100 тысяч квадратных метров (10 гектаров).

В документах на участок, предоставленных омским департаментом архитектуры, указывалось, что проданные земли предназначались исключительно для парков и скверов. Участок находился на территории «Зеленого острова», традиционной зоне массового отдыха омичей, что подразумевало общедоступность. И это, по странному совпадению, до боли напоминает ситуацию с Нарымским сквером…

Характерно, что вся «нарымская» эпопея проходила в обстановке постоянных обвинений со стороны общественности в адрес мэрии Новосибирска в «закрытости принимаемых решений» и «подтасовки результатов проведения общественных слушаний». Что, в свою очередь, привело к целой череде судебных исков к новосибирскому муниципалитету.

Совершенно очевидно, что подобная градостроительная политика прежней мэрии, отягощенная, кроме этого, массовыми фактами «точечной застройки», привела к резкому росту протестных настроений в городе и, как следствие, явилась одной из причин поражения Владимира Знаткова, которого горожане посчитали креатурой Владимира Городецкого, на выборах мэра Новосибирска в апреле 2014 года.

«Скверные» сваи в «Стране дураков»

Судебные тяжбы между защитниками Нарымского сквера и муниципалитетом и коммерческой фирмой, которая хотела построить в парке гостиницу, длились больше восьми лет. За это время вынесены десятки различных судебных решений. Общественники уже прошли более 450 судебных заседаний, посвященных судьбе сквера.

И вот 10 июня 2014 года в апелляционной инстанции областного суда состоялось судебное заседание по иску председателя Общественной организации «Защитим Нарымский сквер» Владимира Шевченко и члена организации Нины Вирясовой к мэрии Новосибирска.

Вынесено апелляционное определение, которым суд обязал мэрию «извлечь 49 шпунтовых свай, перенести капитальное ограждение из центра сквера на улицу 1905 года и высадить на 64-м и 67-м участках 500 крупномерных саженцев в возрасте 25 лет».

Итак, вроде бы «Страна дураков» с ее Полем чудес благодаря бывшему мэру получила свое реальное воплощение в Новосибирске… Городу предстоит организовать дорогостоящие работы по извлечению свай, а лиса Алиса и кот Базилио плачут от счастья! «Страна дураков» процветает…

В свою очередь, победившие общественники категорически требуют от мэрии извлечь пресловутые сваи и оставить за Нарымским сквером его статус.

Пора решить «скверные» проблемы…

Мэр Анатолий Локоть предложил общественности свое решение проблемы, причем, в отличие от предыдущего главы муниципалитета, сделал это открыто и пообещал всячески учитывать мнение горожан. Его идея состоит в том, чтобы сделать Нарымский сквер местом отдыха для всех горожан. Для того, чтобы понять мэра, надо воспомнить о различиях между сквером и парком…

Согласно действующим нормам градостроительства сквер — это «благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки». Сквер — объект озеленения города, представляющий собой участок величиной 0,15–2 гектаров, и он размещается обычно на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников. Предназначается для кратковременного отдыха пешеходов, художественного оформления архитектурного ансамбля. Сквер определяется как рекреационная зона с жесточайшими регламентами, не допускающими строительство любых объектов.

Большой энциклопедический словарь определяет парк как участок земли для прогулок, отдыха, игр, с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и т. д.

В отличие от скверов, в парках могут быть только объекты, необходимые для отдыха и обслуживания парка. Помимо зеленых насаждений, аллей, благоустроенных дорожек, скамеек и беседок парк подразумевает под собой наличие разнообразных элементов художественного оформления. К их числу можно отнести памятники, фонтаны, скульптуры и т.д.

Парки могут делиться на виды по своему предназначению. В парки аттракционов можно размещать всевозможные развлекательные элементы, качели и карусели. Спортивные парки оснащаются спортивными снарядами. Парки культуры и отдыха могут сочетать в себе все вышеперечисленные элементы.

В настоящее время Нарымский сквер служит местом отдыха в основном для двух категорий новосибирцев – пенсионеров и родителей с детьми. Между тем столица Сибири испытывает хронический дефицит мест культуры и отдыха. На огромный город в центральной его части приходится только два парка культуры и отдыха – Центральный парк и парк «Березовая роща». В связи с ограниченной площадью они способны принять весьма ограниченное число горожан.

Поэтому вполне логичной выглядит идея мэра о расширении функций Нарымского сквера и, возможно, придании ему статуса нового городского парка. И не стоило бы с порога отвергать её, поскольку Анатолий Локоть твёрдо заявил, что без одобрения общественности никаких изменений ни в статусе сквера, ни в его реконструкции и восстановлении производиться не будет, чем ясно дал понять: он не намерен повторять ошибок прежнего руководства.

Между тем ему придется еще не раз столкнуться с наследием бывшего мэра, на этот раз в вопросах точечной застройки. Вот адреса лишь нескольких «болевых» точек на карте Новосибирска, где жители выступают за прекращение строительства: это стоящиеся высотные дома между домами по улицам Гоголя, 38 и Крылова,63, Кошурникова,5 Связистов, 147 и другими.

В социальных сетях новосибирцы подробно рассказывают о механизмах, которые ранее позволяли мэрии без учета мнения жителей окружающих домов давать разрешения на такое строительство. «Большой Новосибирск» готовит публикации на эту тему.

И в заключение «скверного» вопроса:

Кажется, что пора ввести новые нормативы оценки эффективности деятельности органов управления, и измерять их в… сваях. Чем больше бесполезно закопанных свай, тем ниже оценка работы. И, похоже, благодаря бывшему мэру Новосибирск на долгие годы будет удерживать это первенство.

А Новосибирск никогда бы не завоевал столь «почетное» первое место, если бы в законодательстве была бы установлена норма о взыскании средств на подобные работы по извлечению свай с тех управленцев, которые принимали такие решения, которые годны разве что только для «Страны дураков».