На этой неделе в столице Бельгии прошел саммит G–7 («Большой семерки»), участники которого занимались поиском мирного решения украинского кризиса.
Примечательно, что впервые за 17 лет, главы государств и правительств ведущих держав мира собрались без России, да и сама встреча в верхах была перенесена из Сочи в Брюссель в оперативном порядке после российской аннексии Крыма.
Но вопросы евроатлантической интеграции, и связанные с этим проблемы обсуждались в главном городе объединенной Европы не только участниками «Группы семи». При содействии представительства Европейского Союза в Москве и проекта Media Action Британской радиовещательной корпорации BBC Брюссель посетила группа журналистов из России. В рамках этого визита были организованы встречи сотрудников средств массовой информации с представителями Европейской комиссии.
В составе группы журналистов была и корреспондент «Голоса Америки».
«Главное – политическая воля украинского руководства» «Европейский Союз продолжает призывать Российскую Федерацию к диалогу с Украиной для поиска решений нынешнего кризиса», – отметила пресс–секретарь руководителя дипломатической службы Европейского союза
Майя Косьянчич.
По словам уполномоченного представителя главы внешнеполитического ведомства ЕС, Женевские соглашения, подписанные в середине апреля министрами иностранных дел России, Украины, Европейского Союза и США, пока остаются невыполненными.
Действия России, направленные на дестабилизацию обстановки в Украине и представляющие угрозу ее территориальной целостности, привели к тому, что страны ЕС начали поэтапно применять санкции в отношении Москвы. Майя Косьянчич подчеркнула, что третий этап санкций пока не введен в действие, и пояснила, что это могут быть меры, касающиеся отдельных секторов российской экономики.
«Евросоюз примет эти меры, только если будет наблюдаться серьезная эскалация ситуации (в Украине)», – отметила уполномоченный представитель Кэтрин Эштон. И добавила: «Мы не хотим принятия этих мер и, наоборот, призываем Российскую Федерацию предпринять шаги, направленные на деэскалацию ситуации, и хотели бы работать вместе с Россией, Украиной и международным сообществом в этом направлении».
По просьбе корреспондента «Голоса Америки» Майя Косьянчич оценила перспективы интеграции Украины в евроатлантические структуры. Высокопоставленный представитель ЕС начала с того, что политическая часть Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза уже подписана.
И теперь в Брюсселе надеются на скорейшее заключение экономической части Соглашения, предусматривающей создание зоны свободной торговли. «Для нас это платформа для совместной работы по политическим и экономическим вопросам. Причем, не только с Украиной, но и с остальными странами “Восточного партнерства”», – отметила Косьянчич.
Вместе с тем, подписание данного документа является лишь первым шагом долгого пути Украины к полноценной евроинтеграции. «Вначале Соглашение должно быть подписано, затем реализовано. Я не могу назвать вам сроки (его выполнения), здесь самое главное – политическая воля украинского руководства», – подчеркнула Майя Косьянчич.
И в конце своего комментария заметила, что руководство Евросоюза хочет быстрее начать сотрудничество с новым украинским президентом Петром Порошенко, ожидая, что все соседи Украины также будут конструктивно взаимодействовать с официальным Киевом.
Албанский пример для подражания
Если вступление Украины в Евросоюз рассматривается сейчас лишь в отдаленной перспективе, то другая восточноевропейская страна – Албания – вскоре может официально получить статус кандидата в члены ЕС. Тирана подала заявку на вступление в Евросоюз пять лет назад, вскоре после того, как была принята в Североатлантический альянс.
Решение же о предоставлении Албании статуса кандидата на вступление в Европейский Союз может быть принято на саммите ЕС в конце июня.
В комментарии для «Голоса Америки» комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства
Штефан Фюле подчеркнул, что предоставление статуса кандидата является всего лишь очередным шагом для членства в ЕС. Пока же главным событием можно считать доклад Европейской комиссии, где дана оценка результатов реформ в этой посткоммунистической стране.
«Но я рад, что этот доклад был одобрен, и мы смогли рекомендовать Албанию к получению кандидатского статуса. Причем, впервые мы смогли говорить об этом безо всяких оговорок. И, во-вторых, в докладе было отмечено, что наше предложение по Албании основывается на конкретной работе с конкретными результатами в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также реформирования органов юстиции», – сказал Штефан Фюле.
«Процветающая Украина выгодна и России» Пресс-секретарь еврокомиссара
Петер Стано считает, что Украине следовало бы внимательно присмотреться к опыту Албании. Вместе с тем, собеседник «Голоса Америки» обратил внимание, что существуют две группы государств, с которыми ЕС ведет различного рода переговоры.
В первую группу, помимо Албании, входят четыре бывшие югославские республики, а также Турция. По словам Петера Стано, «эти государства имеют шанс быть в Евросоюзе после выполнения условий о приведении своих ценностей в соответствие с принятыми в ЕС критериями».
Эта группа называется «регион расширения». Есть также вторая группа, с которой Брюссель ведет активный диалог в рамках «политики добрососедских отношений». Сюда входят шесть стран–членов Восточного партнерства, а также ряд государств Северной Африки и Ближнего Востока.
Предоставление странам, входящим в Восточное партнерства права подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, позволяет говорить о политическом сближении с Брюсселем: «Это значит, что они будут разделять наши ценности: демократию, верховенство закона, уважение гражданских прав и свобод», – перечисляет Петер Стано.
Три страны Восточного партнерства – Украина, Грузия и Молдова – заявили о своем желании подписать политическую и экономическую части соглашения. «В свою очередь, Европейский Союз говорит, что заключение соглашения – не конечная стадия нашей интеграции», – говорит пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам расширения.
Вместе с тем, чтобы приблизиться к тому статусу, который сегодня имеет Албания, новым украинским властям предстоит провести ряд реформ, подразумевающих модернизацию экономики и государственных структур. И самое главное: нужно, чтобы граждане Украину почувствовали выгоду от этой модернизации.
«Конечно, мы поможем Украине в имплементации наших ценностей. И мы уже сказали, что готовы выделить для этой цели 11 миллиардов евро. А следующим нашим шагом будет оценка эффективности этих реформ», – подчеркивает Петер Стано.
Успешное выполнение всех предписаний в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС возможно только в условиях стабильности и сохранения государственной целостности Украины. А для этого необходимы совместные усилия всего международного сообщества. Пока же, по словам собеседника «Голоса Америки», сохраняется угроза интервенции на юго-востоке Украины.
«В лице Европы мы имеем очень хороший пример стабильности, – отмечает Петер Стано, – мы показываем, что граждане имеют возможность для свободного развития, могут путешествовать без ограничений, могут жить и работать где они хотят в рамках Евросоюза. И мы хотим, чтобы Украина получила преимущество от перенесения наших ценностей и наших стандартов на свою почву».
Пресс-секретарь комиссара ЕС по вопросам расширения и политике добрососедства также уверен, что от этого выиграют и российские граждане.
«Потому что процветающая Украина, имеющая хорошие отношения и большой объем торговли с ЕС – это и в интересах России. Ведь основная философия Европейского Союза заключается в стабильности, взаимной выгоде и кооперации, от которой получают преимущества все стороны», – подытоживает Петер Стано.
Комментарии
А почему наша интеллигенция на это не реагирует? Например, Гоголь. Ведь он украинский писатель, почему он на русском писал? Ведь это должно было насторожить русскую интеллигенцию, если они себя совестью нации считали. Но ничего подобного, никто ни слова, как так и надо, хотя украинская литература, язык да и сам народ были натурально ограблены. Это уже называется культурной ассимиляцией.
Так что должно лет триста пройти чтобы Украина восстановилась и поменялось наше к ней отношение. И дружить нам этот период не обязательно, пусть они отдохнут от нашего "братского" отношения.