ВЛАСТИ АРМЕНИИ НАПРАСНО ПИТАЮТ НЕСБЫТОЧНЫЕ НАДЕЖДЫ

Хайме Александро Ферейра: «В Ереване теперь ждут гарантий безопасности даже от Ирана…»

На вопросы корреспондента Vesti.Az ответил Хайме Александро Феррейра - юрист, журналист-международник, эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу (Португалия).

 

- Некоторые политологи, не без основания утверждают, что глобальное противостояние Востока и Запада перешло в плоскость конфликта Евросоюза и Москвы за судьбу стран, входящих в проект «Восточного партнерства». Недавно даже Директор департамента внешнеполитической службы ЕС по вопросам России, стран Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнеполитической деятельности Гуннар Уиганд выразил обеспокоенность в связи с тем, что Украина и Армения отошли от политики евроинтеграции под давлением России. Как Вы можете прокомментировать подобную ситуацию?

 

- Не знаю, поймут ли меня правильно, если я скажу, что она в известной степени абсурдна. Борьбу за Украину, действительно, можно считать эпизодом глобального геополитического противостояния, которая началось задолго до создания «Восточного партнерства». А, если смотреть шире – оно шло на протяжении последних трех веков. Ну, а что касается других стран, прежде всего, Армении, то они попали в парадоксальную ситуацию.

 

Проект «Восточного партнерства» совершенно не подразумевает вступление Армении или Молдовы в Евросоюз. У него и без них проблем хватает, а лишние сотни тысяч эмигрантов ни одному европейскому государству не нужны.

 

Обещанное Ереваном присоединение к Таможенному Союзу тоже выглядит проблематичным, потому что все три участника ТС – РФ, Белоруссия, Казахстан – в экономическом отношении переживают сейчас очень сложные времена. Сам президент Путин предупреждает о том, что развитие России через сырьевые рынки себя исчерпало, Казахстану еще предстоит до конца пережить девальвацию национальный валюты, а Белоруссия не может выбраться из системного финансового кризиса.

 

Поэтому мне непонятна логика Еревана в его стремительном марш-броске от ЕС к ТС. Армения вполне могла бы ограничиться отказом от ассоциации с Евросоюзом, полностью удовлетворив этим шагом Москву. Газовые скидки Ереван и так бы получил.

 

- Но ведь президент Саргсян объяснил желание Армении присоединиться к Таможенному Союзу соображениями безопасности…

 

- И это – абсурд. Таможенный Союз – лишь форма экономической интеграции и ничего больше. Но вопросы безопасности стали для Еревана и армянской диаспоры настоящей навязчивой идеей. Сейчас много говорят о новых предложениях, которые объединенная Европа в ближайшем будущем предложит странам «Восточного партнерства», так называемом «Восточном проекте».

 

Так вот, во франкоязычном сегменте армянской диаспоры усиленно муссируются слухи о том, что Европа предложит Армении гарантии безопасности. И никого не волнует, что  Евросоюз никому никогда подобных преференций не предоставлял… Да и делать он этого не может, потому что никаких Европейских вооруженных сил в природе не существует.

 

Но и этого мало. В Ереване теперь ждут гарантий безопасности даже от Ирана, надеясь, что они будут озвучены в ходе визита президента Ирана Хасана Рухани в армянскую столицу. И опять же непонятно, чем может укрепить безопасность Армении Тегеран, только что с трудом отошедший от рискованной грани войны с США и Израилем. Но Ереван продолжает жить в режиме ожидания сверхпривлекательных «гарантий безопасности».

 

 

В лексиконе армянского политического истеблишмента даже появился термин «латентные предложения», т.е. скрытые предложения, которые в ближайшее время будут озвучены то ли Россией, то ли Евросоюзом, то ли Ираном.

 

 - А каким видит будущее своей страны сам Саргсян?

 

-Наверное, армянские власти видят свою страну, напичканной российскими, европейскими и даже иранскими военными объектами, ощетинившимися против соседнего Азербайджана, который, кстати, никому проблемы своей безопасности не делегировал.

 

Мне кажется, власти Армении напрасно питают эти несбыточные надежды, да еще обманывают ими население. Никто сражаться за армянские интересы не будет. Конечно, для Еревана постоянные поиски сочувствия у Европы или России, вместе со спекуляциями тяжелым историческим прошлым и тревожным настоящим, могут служить политическим ресурсом. Но он ограничен и порядком устарел.

 

Вугар Гасанов