Та-на-ня.
На модерации
Отложенный
Сегодня день защиты детей. А мне почему то вспомнился рассказ моей подруги Ларисы Чулаковой. История о МАТЕРИ и детях. История, которую все жители казачьей станицы Курчанской на Кубани, помнят и рассказывают, хотя героиня этого рассказа умерла два года тому назад. Сама умерла, а светлая память о ней осталась надолго.
Ранним осенним утром по пустынному проселочному пути к большаку (трассе) ехала легковая машина с супругами :Валентиной и Леонидом.
Водитель внимательно следил за состоянием дороги. Ночью был морозец и лужи покрылись тонким, хрупким льдом, который при поломке подобен лезвию ножа. На такой дороге, даже опытному водителю, трудно удержать машину.
Потому и неожиданно перед супругами показалось что- то непонятное. Посреди дороги стоял старинный сундук. На нем сидела маленькая, сухонькая старушка. Ногами она не доставала до земли. Рядом с ней на сундуке лежала буханка черного хлеба и бутылка с молоком.
Не сбавляя скорости супруги вначале объехали "очевидное-невероятное", потому что спешили на работу. Но заноза от необычной картины осталась. Поэтому, постаравшись побыстрее закончить неотложные дела, попросили директора совхоза отпустить их с работы. Когда возвращались, увидели ту же картину. Только хлеба было мало, молоко было выпито и старушка дрожала от холода.
Валя и Леня пытались узнать, как ее зовут, кто привез и бросил ее на дороге. Старушка, увидев участие, только плакала, дрожала всем телом и произносила только одно слово : "Та-на-ня". Отвезли бедняжку к себе в дом.
Бабушка умылась, переоделась в другую одежду из своего сундука. Отогрелась нехитрой деревенской едой, душистым чаем. Улыбнулась беззубым ртом.На ее подбородке торчали седые волосы, из под платка выбивались кудри чистого серебра. В знак благодарности сказала распевно: "Та-на-ня" и быстро уснула на своей подстилке, на сундуке.
Супруги быстро вызвали фельдшера и участкового. Когда бабуля проснулась, осмотрели. Фельдшер определил примерный возраст -за 80! Оказалось, что бабушка давно не мыта, в голове вши, волосы под платком нечесаны. После осмотра бабуля стала на колени в угол, где висела икона, истово молилась и слышалось: "Та-на-ня, та-на-ня".
Валя и Леня быстро растопили деревенскую баньку. Бабулю отмыли, постригли наголо, смазали болячки на теле лечебными мазями, переодели в новый байковый халат, домашние тапочки, повязали голову новым платком.
Распаренная, чистая, улыбчивая бабушка с удовольствием, громко причмокивая, выпила чай с малиновым вареньем. Напившись, встала перед хозяевами, поклонилась, пропела :"Та-на-ня" и согласилась лечь в отведенную ей постель, а не на сундук.
А бабулин сундук отправился в сарай.
Следующие дни превратились в телефонно-поисковые операции: звонили в администрацию, в собес, пенсионный фонд, паспортный стол, в милицию, в больницу. Никто о бабушке ничего не знал. Никто ее не искал. Поиски длились долго и безрезультатно. Директор совхоза помог оформить паспорт на имя Татьяны Леонидовны. Фамилию записали хозяев дома.
Леонидовна оказалась шустренькой, улыбчивой. Любила копаться в цветнике, кормила котов и собаку, которые безоговорочно сразу признали в ней свою. Бабушка очень полюбила деревенских детей, встречая часто гладила их по голове.
В гости часто приходили соседи, пытались услышать что нибудь о ее судьбе, в ответ слышали только: "Та-на-ня".
Из армии вернулся хозяйский сын Иван. Бабушка обняла его, поцеловала, гладила непрерывно по голове, улыбаясь сквозь слезы. И суровый Иван растаял.
Пришло время, девушка Ивана дала согласие на замужество и через год родились две очаровательные дочурки-близнецы. Леонидовна с умилением ходила вокруг девчушек и со слезами, глядя всем в глаза, как будто просила : "Та-наа-ня, АА-на-ня". Иван постановил: " Вот теперь у нас есть Танечка и Анечка". Бабушка была счастлива. И была совершенно счастлива, хлопочя с малыми девчушками.
Умирала она, когда девочки учились во втором классе. Умирала тихо, спокойно, с улыбкой. Хоронили всей деревней, так полюбилась всем доброжелательная улыбчивая бабушка.
Через несколько дней после похорон, Иван нашел в сарае бабушкин сундук, о котором все благополучно забыли. Вынес в огород, чтобы сжечь скарб. Из потайного кармана кофты, к которой нашли бабушку, выпал узелок. В носовом платочке была завернута медаль "мать-героиня", но без удостоверения.
Иван долго стоял в раздумье: "Надо же! Мать-героиня! Растила, растила детей, заботилась. Ведь видно, как она детей любила. И кому же это пришло в голову, избавиться от престарелой, немой матери?"
Всем семейством еще раз помянули Тананю, и пошли на могилу прикрепить медаль на ее крест. Через год медаль закрепили на ее памятник.
От себя к этому рассказу мне хотелось бы добавить:
"Берегите своих матерей,
Они жизнь вам уже подарили.
Сотни дней и бессонных ночей.
Берегли вас, ласкали, любили.
Посмотрите в глаза матерей,
В них и радость, и боль, и тревога.
Приезжайте к ним в дом поскорей.
Чтоб не стала печальной дорога."
Комментарии
Комментарий удален модератором
Ужас(, но это история к сожалению не единичная. Знаю женщину которую отправили в дом престарелых 4 детей, обеспеченных. И забыли про нее, а всем соседям гоорили что она гостит у родственников..
Сейчас такое считается в порядке вещей. Это непонятно и отвратитеьно...
Так вот я ни за что не хотела бы, чтобы меня, когда стану беспомощной, нянчили близкие.
Конечно, в наши дома престарелых своего дорогого человека не отдашь. Но в приличный дом престарелых, где со стариками работают профессионалы, - это хорошо. Во- первых, они знают, что надо делать, а мы все делаем всё наугад и часто неправильно. Во-вторых, старые люди имеют возможность общения с людьми своего поколения, с которыми у них больше общего, чем с самыми любящими детьми, живущими в другом мире, в другом времени. Ну, и нет сознания, что обременяешь своих - а ведь так спокойнее доживать.
Но бросить человека на произвол судьбы, то же неверно. Хорошо если есть как Вы говорите специализированный уход за тяжелобольными и старыми людьми. И они ухожены, и родные люди сами не теряют здоровье ухаживая за ними.
Судьбы у людей иногда складываются так, что не поверишь.
Хорошие люди, кто подобрал старушку; но кто сказал, что её дети - плохие люди? Ведь ничего не известно о ней и о её близких.