Записки негативиста: Бумажная против электронной

На модерации Отложенный

В детстве, когда приходилось тягать стопки книг в школу и из школы, а помимо учебников – и художественную литературу, т.к. читать я всегда любила, я мечтала о штучке, в которую можно было бы запихнуть всю библиотеку, и она не занимала бы много места. Прошло время – и вот они, компактные штучки с гигами электронных книг.

Еще на первом курсе нас, 17-18-летних ребят, спрашивали маститые профессора, как мы считаем – что же лучше: бумажная книга с запахом типографии и шелестом страниц или ее электронный суррогат, от которого только зрение портится да осанка нарушается? Мы хором отвечали – конечно, бумажной книге вечно быть! Ах, что мы тогда понимали…

Одна профессорша хвасталась передо мной приобретенным подарочным изданием какой-то энциклопедии – золоченый переплет, глянцевая бумага, яркие иллюстрации. И – минимум текста. Я смотрела на эту шикарнейшую книгу, вежливо кивала и понимала, насколько отличается мое отношение к книге и отношение таких, как эта профессорша.

Книга – это источник информации, и эта информация ценна в любой обложке, причем по-настоящему ценные книги имеют невзрачное оформление. Хотя с детства меня учили, что книги портить нельзя, я все равно обожаю черкать на страницах – так я перерабатываю полученную информацию, усваиваю книгу.  По этой причине я не люблю библиотечные книги – их портить нельзя, потому что они чужие.

Но когда мне в руки попадает книга, которую испортил кто-то до меня, изучая все эти подчеркивания, пометки на полях, я словно прикасаюсь к разуму другого человека – о чем он думал, когда читал эту книгу, что именно его заинтересовало. Но пиитет к бумажной книге все равно продолжает культивироваться.

Электронная книга имеет больше возможностей по работе с ней – закладки, заметки на полях, копирование заинтересовавших частей. Электронные читалки компактны, вмещают огромное количество электронных книг, которые можно группировать, как угодно. По еще есть люди, которым шелест страниц необходим, как воздух, но их становится все меньше. Даже прежние адепты целлюлозы переходят в секту электронных читалок, оценив их функциональность и удобство.

Бумажная книга станет таким же памятником, как ее прародители – глиняные таблички, папирусы и наскальная живопись. Ведь печатный станок тоже появился не так давно, соответственно, дальнейшая эволюция – вопрос времени, но она неизбежна. Бумажная книга останется в виде экзотического вида искусства, но будущее за электронной, какой бы неживой она ни казалась кому-то.

А вы, хранители традиций, просто замолчите. Если для вас форма важнее содержания, и книги вы видите только лишь в качестве предмета интерьера – это сугубо ваши проблемы.