Играть не по правилам – психологически сложно...
СЕРГЕЙ БАЛУЕВ
Аррегина-Тота получилось – в 71,5 процента случаев. То есть слабая сторона выигрывает почти в 29 процентах.
Тогда Аррегин-Тофт сформулировал вопрос по-другому. Чем заканчивается конфликт между сильной и слабой сторонами, если слабый соперник следует примеру Давида из истории про него и Голиафа (Давид, как известно, был маленьким и щуплым, и не пошел сражаться с верзилой Голиафом в ближнем равном бою, как тогда было положено, а запулил в него издалека камень), то есть использует нетрадиционные – партизанские, например, – приемы?
В этом случае процент побед слабой стороны с 29 процентов поднялся до 63,6. Вот, скажем, население США в десять раз больше населения Канады. Если эти две страны вступят в войну и Канада решит действовать нетрадиционными методами, то ставки, по Аррегину-Тофту, следует делать не на США, а на Канаду.
Таким образом, делает вывод ученый, недооцененные игроки побеждают часто, а могли бы побеждать еще чаще, но этого не делают.
По подсчетам Аррегина, вступающий в сражение слабый противник вроде Канады или Давида обычно сражается не так, как Давид. В 202 неравных конфликтах, которые анализировал Аррегин, аутсайдер в 152 случаях выбирал в сражении с Голиафом традиционный путь – лицом к лицу, и в итоге в 199 случаях терпел поражение.
Так, в 1809 году перуанцы воевали с испанцами по правилам и, понятное дело, проиграли. В 1817 году Шри-Ланка билась с британцами по правилам – проиграла. Во время Войны за независимость США Джордж Вашингтон решил, что партизанские методы неприличны, и стал создавать армию по британскому образцу. Пошли одно поражение за другим. В 1940-е вьетнамские коммунисты успешно изводили французов, пока в 1951 году их главнокомандующий не решил перейти к обычным методы ведения войны, – и тут коммунистам стало не до побед.
То же самое происходит со спортивными командами и бизнес-компаниями. Все дело в том, что играть не по правилам – психологически сложно. Это значит, что надо забыть о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих. А выскочкой и парией выглядеть никто не хочет. Поэтому по правилам Давида начинает играть обычно тот, кто оказался в безвыходном положении и понимает, что у него нет другого выхода.
Все эти рассуждения не к тому, что у ополченцев Донбасса есть шанс победить украинскую армию. Или что у украинской армии есть вариант не сдаться российской. А к Экономическому форуму, на котором будут обсуждать перспективы России вообще и Петербурга в частности.
Теперь понятно, что если играть по правилам, то выиграть можно, но сложно. Вопрос в том – можно ли сыграть не по правилам, пойти против часовой стрелки (минутная и секундная, в конце концов, ходят как минимум быстрее) и выиграть больше
Комментарии