Арсений Яценюк: «Это наше море, это наша Ялта, а не Ялта Путина …»
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в категорической форме обозначил контуры и линии переговорного поля с оппонентами из лагеря сторонников федерализации. Киевские власти не приемлют призывы сепаратистов к демонтажу суверенитета и нарушению территориальной целостности государства.
Есть константы, вписываемые в общие формулы, определяющие тенденции развития и консолидации любой нации, и украинского народа в том числе.
17 мая 2014 года прошли дебаты за вторым Круглым столом под девизом «Единая Украина» в Харькове, были озвучены несколько рецептов по деэскалации политического кризиса, но все стороны единодушно поддержали принцип нерушимости украинской государственности. Даже представитель Луганской области Черкассов эмоционально пытался упрекнуть министра внутренних дел Авакова в «зоологической» дискриминации, мол, цвета георгиевской ленточки совпадают с цветами тигра, а – не колорадського жука.
Мы приводим фрагменты из речи премьер-министра Украины:
“Уважаемые участники Круглого стола, это наше второе заседание, и то, что оно проходит на востоке Украины очень важно. Очень важно для того, чтобы продемонстрировать, что в Украине идет общенациональный диалог. Если этот диалог идет в политической плоскости, если люди направлены на то, чтобы в рамках объединенной страны обеспечить самостоятельное развитие каждого региона, то мы обязательно успешно проведем этот диалог. Тот, кто с автоматами расстреливает людей, тот не хочет мира для Украины. Переговоры с террористами мы вести не будем. Те, кто не совершал тяжких преступлений, но до сих пор держат в руках оружие, могут сдать оружие, и мы примем закон и амнистируем этих людей. Эта возможность остается. Мы настаиваем на необходимости выполнения Женевских соглашений и считаем, что Женевский формат, который предусматривал участие Украины, Европейского Союза, США и Российской Федерации, является единственно приемлемым форматом для решения всех острых вопросов на международном уровне.
Что касается внутреннего политического диалога, то мы, как украинская власть, наиболее заинтересованы, чтобы в Украине воцарились мир и стабильность. Прошу быть честными друг с другом. Никогда, за 20 лет независимости, ни в Донецке, ни в Луганске не было киевской власти. Всегда система управления в этих областях была исключительно в руках местных элит. И точно так же нужно сказать еще одну правду о том, что начиная с 2002 года, непосредственно из Донецка и Луганска, и в первую очередь из Донецка, возглавлялось правительство. И то, что говорят о том, будто бы Киев не слышит, от имени нынешнего правительства я хочу четко заявить, что правительство не только слышит, но и хочет сделать все, чтобы сложили оружие, чтобы сохранить единую унитарную Украину, чтобы провести реальные выборы в Украине и чтобы страна была успешной. И чтобы человек в нашей стране тоже был успешным.
Что касается конкретных предложений, на протяжении последних двух месяцев мы объехали всю страну и в первую очередь восточную Украину, хотя мы ни в коем случае не должны забывать, что у нас есть еще центральная и западная Украина. Если мы говорим, что мы слышим, то это означает, что Киев слышит Донецк, а Донецк слышит Луганск, Луганск слышит Львов. Наша позиция неизменна. Мы считаем, что в стране власть нужно децентрализовать, как бы кому не хотелось иметь конституцию «под себя» и иметь полномочия «под себя». Мы уже потеряли годы на то, чтобы передать полномочия центральной власти на места. И именно это правительство, несмотря на то, что не все политические силы поддерживают эту идею, вышел с четкой позицией о ликвидации областных центральных администраций на местах и районных государственных администраций, ликвидацией такого института. При этом передача всех финансово-экономических полномочий, которые ранее были у представителей Киева или у тех, которые назначались Киевом, в исполнительные комитеты соответствующих советов.
Что касается функций центральной власти, то центральная власть должна иметь государственное представительство, которое получает функцию так называемого общего наблюдения за соблюдением законодательства на соответствующей территории.
Отдельно хочу отметить те вопросы, которые волнуют жителей разных регионов. Это в первую очередь касается не только экономической, но и гуманитарной политики. В рамках коррекционных изменений, мы считаем, что мы в состоянии обеспечить специальный статус и для русского языка и для языков национальных меньшинств и дать возможность каждому региону самостоятельно развиваться в рамках единой государственной политики. Мы хотим, чтобы каждый знал, что священные конституционные права – это право на то, что я хожу в ту церковь, в которую я хочу, было защищено. Право на то, что мы общаемся на том языке, на котором я хочу в этом регионе, было защищено. Право на то, что мы высказываем свою политическую позицию, было защищено. Это путь к единению страны. Он сложный. Его тяжело пройти. И будем откровенны, сейчас призывы к исключительно мирным переговорам, не всегда модны. Но мы должны смотреть, и наша позиция в этом, в длительно-срочную перспективу.
Сегодня, кстати, в Украине День Европы и мы подписали политическую часть соглашения об Ассоциации с Европейским союзом. Для нас европейские ценности – это не пустые слова, это борьба с коррупцией, в первую очередь, это честная юстиция, это не коррумпированные суды, это другое качество жизни человека. И здесь мы также должны быть едины. Поэтому, завершая, мы готовы сделать все для единства украинского государства, чтобы в единой Украине человек себя чувствовал счастливым и уверенным в завтрашнем дне. Мы готовы слушать и выполнять все предложения, которые будут на этом и на других Круглых столах потому, что это наша общая политическая ответственность за судьбу государства. И мы эту ответственность с гордостью пронесем и спасем страну”.
Арсений Петрович напомнил присутствовавшим, что власть с первых дней своего формирования вела диалог со всеми региональными оппонентами, речь идет о выездных заседаниях на юго-востоке страны:
“Только за последнюю неделю, первый вице-премьер, секретарь СНБО, министр обороны, министр внутренних дел, перед этим была министр социальной политики, министерство образования и лично я ездил в Донецк и все ваши представители местных элит приезжали на эту встречу. Поэтому, давайте быть четными. Второе, я вас прошу, вы идете на поводу у террористов потому, что вы их боитесь. Перестаньте их бояться, заставьте их сдать оружие, возьмите снова власть в свои руки и ведите политический диалог”
Премьер-министр возвращается к языковому вопросу, и даже попросил меню из ресторана гостиницы, чтобы удостовериться в том, что нет языковой дискриминации в Харькове:
“Спасибо, что вы напомнили потому, что у нас есть четкое указание прислушиваться к гражданскому обществу. Мне дали указание проверить меню, я проверил меню в Харькове, которое только что мне принесли. Читаю – написано на украинском, английском и русском языках.
Что касается языкового вопроса, то я всем рассказываю, что недавно был в Славянске, и там ехала машина с семьей. В ней были две девушки, которые обучаются в Харькове в инженерно-техническом ВУЗе. Мы начали разговаривать о том, что их беспокоит в Славянске. Они говорили о многом, только не упоминали проблему языка. Мы разговаривали на русском и начали они с того, что их беспокоит коррупция, их беспокоит то, будет работа или нет, их беспокоят вооруженные банды в Славянске, их беспокоит то, что нет безопасности. Я их спросил о децентрализации, а они меня спрашивают: «А это о чем?»”
Он резко критиковал тех, кто под зонтом «федерализации» норовит расчленить страну, превратив отдельные ее части в маленькие Абхазии, Осетии, Приднестровья с оружием в руках:
“Мы должны быть честными друг перед другом.
Если кто-то хочет расчленить страну, то хочет провести не федерализацию, а феодализацию. Был один Янукович, а сейчас хотят, чтобы было 27 Януковичей во всех областях. Я выскажу свою позицию, как гражданина. Я буду сопротивляться до последнего, и никогда Украина не будет расчленена. Украина должна быть единым унитарным государством с широкими полномочиями регионов, а не маленькими анклавами, где каждый бизнесмен будет покупать местный совет, местный исполком, и иметь маленькие Абхазии, Осетии, Приднестровья на территории Украины. И подменяют свои интересы будто бы общенациональными интересами, выступают от имени народа Украины. От имени народа Украины может выступить сам народ путем референдума, который мы предлагали. Народ придет и скажет, какой он хочет видеть страну, в какой форме, и ответит на все вопросы. Не нужно перетягивать на себя то, что не принадлежит политикам, которые выступают будто бы от имени Украины, а особенно те, которые держат в руках автоматы”
Арсений Петрович неоднократно подчеркивал, что нужно переходить от слов к делу – передать больше прав регионам и укрепить тенденцию децентрализации власти в стране. Успешность данной идеи обеспечивается надлежащим проведением глубокой конституционной реформы:
“Уважаемые господа президенты, уважаемые участники. Общее впечатление, если говорить откровенно, это полезный разговор. Он полезен уже потому, что представляет полярные позиции, но он представляет позиции. С ними можно соглашаться, можно не соглашаться, но их нужно выслушать. Поэтому первая часть сделана. Вторая часть – это от слов переходить делу. Мы в рамках правительства делаем то, что входит в наши законные полномочия. Была ситуация, когда все полномочия сконцентрировали в Киеве. Мы отдаем их назад, на места. Мы можем это сделать без изменений законодательства, и мы отдаем. Вчера приняли решения передать на места полномочия по административным услугам. Пять лет правительство не принимало этого решения, мы также это отдаем.
Каждый хочет держать власть в центре Киева. Далее приняли десятки решений, которые дают возможность местным гражданам свободнее себя чувствовать, и даже вчера приняли проект закона о государственной региональной политике. Но главное в вопросе децентрализации - это изменение конституции. Без новой конституции децентрализации не будет. Будет только ширма. Именно поэтому в парламенте необходимо собрать 300 голосов для реальной конституционной реформы. Кроме того, такая конституционная реформа должна пройти в самом прозрачном формате, чтобы люди поняли, что в украинской конституции будет написано, что именно там изменится. Поэтому мы поддерживаем решение, которое недавно приняла временная парламентская комиссия по поводу первого примерного текста возможных изменений к конституции. Дальше его нужно отправить в Венецианскую комиссию, получить экспертные выводы. Затем снова обговорить всей страной, чтобы люди знали, что меняется в конституции. И тогда путем национального диалога и конституционного большинства, принять этот документ”
Премьер-министр не обходил стороной и самого острого вопроса – экономической автономии. Ведь, весь этот фарс о необходимости федерализации страны лежит чисто в экономической плоскости в умах многих простых граждан, населяющих просторы Донбасса. Дескать, шахтеры и металлурги кормят тех, кто ничего не умеет кроме как «митинговать»:
“Что касается финансового наполнения, не хотел бы вдаваться в детали, но скажу так: может нам стоит подумать и провести, до момента внесения изменений в конституцию в бюджетный кодекс, определенный экономический эксперимент в отдельных областях Украины? Например, провести экономический эксперимент в Донецке и Луганске. Только я сразу хочу отметить, что тот эксперимент, который нам предлагали, что налоги остаются у них, а зарплаты шахтерам будем платить мы из центрального бюджета, вызывает вопрос. Давайте честно сядем, посчитаем, только чтобы потом не случилось так, что вы сами будете просить снова поменять этот эксперимент. Поэтому давайте обговорим второй вопрос, я обращаюсь сейчас к восточным областям, если вы готовы к тому, чтобы пойти на повышенную степень экономической самостоятельности, то мы тоже к этому готовы. Только очень хорошо подумайте перед тем, как переходить к этой экономической самостоятельности. 34 млрд. гривен – это прямая дотация центрального бюджета на 180 тыс. шахтеров”
Арсений Петрович ускорил темп своего выступления и прямым текстом заявил в свойственной ему – революционеру – манере: «Это агрессия, которая не пройдет даром для Российской Федерации». Он напомнил законно избранным мэрам и губернаторам на Востоке, что сепаратисты хотят не федерализацию, а – «Феодализацию»:
“Третье, что касается событий, происходящих в Украине. Я вынужден дать этому политическую оценку. У нас захватили нашу территорию. У нас украли Крым. Этот Крым принадлежал луганчанам, дончанам, львовянам, киевлянам. Это наше море, это наша Ялта, а не Ялта Путина. Я уже не говорю о количестве санаториев, которые там были. Ну, в конце концов, когда мы говорим о национальной гордости и уважении самих к себе, не бойтесь назвать вещи своими именами – у нас украли нашу территорию. Это агрессия, которая не пройдет даром для Российской Федерации. А сейчас у вас, в Луганске и в Донецке, вооруженные террористы, которые финансируются, в том числе и россиянами и теми, кто сбежал из Украины, хотят украсть вашу территорию. У вас хотят отнять вашу законную власть, ведь вас законно избирали люди? Вы же не самопровозглашенные мэры, главы администраций, главы областных советов? Вы законно избранные депутаты. Пришли люди с автоматами российского производства, и рассказывают вам о том, что они хотят федерализацию. А я думаю, что они другого хотят, знаете, что они хотят? То, что они вчера делали. Мы не можем выплатить пенсии и заработные платы шахтерам, в том числе потому, что они вчера украли деньги из инкассаторских машин. А позавчера, руководитель Центрального банка мне звонит и говорит: «У меня наличность в Донецке в банке, сказали, чтобы отдали 100 млн.» Так кто они такие? Мы с бандитами и террористами не будем вести переговоры, и никогда они не будут диктовать украинскому народу, как в своей стране жить. И тут мы должны быть едины, дорогие друзья. Они посягают на нашу страну, они посягают на нашу независимость, и они понесут наказание.
Касательно политического процесса. Я не верю в то, что мы не договоримся. Мы договоримся. Я не вижу ни одной вещи, о которой у нас нет единого мнения. Знаете, что парадоксально: децентрализация – пожалуйста, гуманитарная политика – пожалуйста, языковая политика – пожалуйста. Мы, которые выступали против закона Кивалова-Колесниченко, сейчас на всю страну говорим – мы принимаем этот закон, хотя поверьте, что те люди, которые голосовали, в том числе за меня, этому не аплодируют. Но иногда нужно идти на уступки, если ты хочешь быть государственным деятелем, а не политиканом. Мы не можем смотреть себе под ноги, а должны смотреть вперед. Не тактика - а стратегия, не сегодня - а будущее. Если мы возьмемся сейчас вместе, то пройдем этот сложный период и стабилизируем ситуацию, сменим конституцию и дадим ответы на вопросы, которые сегодня требуют украинцы. Наша ценность в одном – единстве. Закончу выступление словами Шевченко: « Обнимитесь братья мои – молю вас, умоляю» Мы готовы вас обнять и надеюсь, что вы тоже к этому готовы”.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
:-))
Второе - кто-нибудь здесь верит, что наша элита снисходит к задушевным разговорам со случайными попутчиками?
Таких наглых 45 млн. жителей Украины. Другие "ватники" - есть рекетёры, захватчики и агрессоры.
Комментарий удален модератором
Теперь этим людям в Гейропу зась.
А россиянам с материка да.
Пока да.
Впрочем о чем я?
Люди реально будут вынуждены убегать с Крыма.
Когда Крым станет татарским.
А он станет.
Россия не станет ввязываться в крупномасштабный конфликт на моровом уровне.
Здесь уже Китай каннибальски засасывать начал....
Какой уж тут Крым поднимать?
Но это только начало.
Начал трещать хребет,потом начнут куски отваливаться.
Чтобы не учить кантонское наречие :)
Не гарант не может быть целостной структурой.