Сверхдержаве так и подобает.

    Россия страна не того масштаба, чтобы мир забывал, что это сверхдержава. История же России такова, что об этом забывать не смеют её правители, независимо от масштаба их как личностей. Сфера интересов сверхдержавы не пустой звук. Её влияние не может не распространяться на соседей. Комфорт последних зависит от степени встраивания в эти интересы. Естественно, чем более дружественна соседняя страна, тем больше учитываются её интересы. Необходимо только чётко понимать - доминировать над интересами сверхдержавы они не будут никогда.

   Оценка России, как сверхдержавы, всё чаще присутствует в анализах западных журналистов. Вот что пишет в авторской статье для The Boston Globe журналист Стивен Кинзер.

    Критикуя политику Москвы в ближнем зарубежье, Вашингтон часто забывает о своих собственных сферах влияния.  Только в идеальном мире границы неприкосновенны, и все страны полностью независимы.  Однако, глобальная система так не работает. Большие государства всегда пытаются подчинить своих слабых соседей или «ввести» их в зону своего влияния. Такова суть геополитики. 

  В настоящее время Вашингтон «сильно возмущен» присоединением Крыма к России, отмечает Кинзер. Так госсекретарь Джон Керри назвал Россию «страной-изгоем». А президент Обама пришел к выводу, что у него «никогда не будет конструктивных отношений» с Владимиром Путиным.     Но Россия действовала так же, как поступила бы на ее месте любая другая крупная держава. Она «аннексировала Крым» после того, как «пророссийское правительство Украины» было свергнуто в результате переворота, поддержанного Америкой. «Было непрактичным со стороны Соединенных Штатов предполагать, что Россия будет это терпеть», - считает Кинзер. 

  После многих лет «унижений со стороны Запада», Россия выступила против, навязанного ей, нового порядка, утверждает журналист. Действия Москвы на Украине не являются «радикальным отходом от международных норм», считает Кинзер. 
  Для России Крым является единственным, «жизненно важным» доступом к тепловодным портам. То же самое касается тех частей Украины, которые находятся вдоль российской границы. Москва хотела бы контролировать их из соображений безопасности. Эти регионы всегда будет иметь большее значение для России, чем для США, подчеркивает автор статьи. 

                         я-ватник-разное-Россия-Русский-медведь-1151003.jpeg  

   Доводы против присоединения Крыма к России основаны на принципе национального суверенитета, замечает Кинзер.

Согласно этому принципу, Украина является равной России, и Россия не должна нарушать ее суверенитет. Это же утверждение справедливо и в отношении Грузии, Молдовы и других бывших советских республик. Однако на практике присоединение Крыма демонстрирует, что «независимость слабых государств часто ограничивается стратегическими потребностями их большего соседа». Так было, так есть и так будет всегда.  

  По мнению автора статьи, не только маленькие страны, граничащие с Россией, «страдают от подобной несправедливости». У многих государств Латинской Америки есть «долгий и мучительный опыт», связанный с концепцией о «сфере влияния». В течение более чем ста лет США вмешивались во внутренние дела этих государств, «прибегая к вторжениям, переворотам, попыткам убийств непокорных лидеров». Они также «развязывали в регионе гражданские войны», в ходе которых погибли сотни тысяч человек.   

   Вмешательство американских лидеров в дела соседних государств объясняется довольно просто. Они не хотят, чтобы по соседству с ними находились «недружественные режимы». Это небезопасно. «Врагов, которые находятся далеко, можно терпеть, но к своему "ближнему зарубежью” могущественные страны всегда относились иначе» - отмечает Кинзер.    После распада Советского Союза появилась «совершенно новая система границ». Вопросом о том, должны ли они оставаться неизменными является спорным. США поспешно поддержали изменения границ, потому что это соответствовало их плану «по ослаблению России». И теперь, отмечает журналист, Америка «настаивает, что новые границы должны соблюдаться всегда».   

    Россия служит доказательством того, что «побежденные державы не всегда остаются побежденными». Таким же примером является и Китай. Обе страны «эксплуатировались в период их слабости», а теперь они «наносят ответный удар». «Как все возрождающиеся державы, они собираются обеспечить безопасность в сопредельных государствах», - пишет в заключение своей статьи Стивен Кинзер. 

   «Несправедливо, что большие державы господствует над своими слабыми соседями, но так устроен мир», - не означает, что должен править "закон джунглей" и надо отказаться от международного права. Это означает, что миром правит практика интересов сверхдержав.