Санкции: Каковы перспетивы у ЕврАзЭс?

На модерации Отложенный

Александру Лукашенко как автору предложения перевести Евразийский союз в режим экономической самодостаточности необходимо помнить, что доля Беларуси, Казахстана и России в общемировом количестве международных патентных заявок не превышает 0,5%.



Развитие белорусской экономики уже в среднесрочной перспективе будет определяться санкциями Запада против России. 1 марта Владимир Путин обратился к Совету Федерации за разрешением об использовании вооруженных сил на территории Украины. Это переломный момент в истории XXI века. С индивидуальными особенностями российского президента он никак не связан.

По мнению прокремлевского политолога Сергея Караганова, «не сумев, да и не пожелав подстроиться, Россия отказывается от попыток стать частью Запада». С этим не поспоришь. Факт наличия немецкого автомобиля и евроремонт квартиры не означает, что человек иной культуры освоил европейские ценности. Тут напрашивается прямая аналогия с афганским моджахедом со «Стингером» на плече.

Лукашенко новую угрозу стабильности в Беларуси, то есть угрозу режиму личной власти, осознал не сразу. Достаточно вспомнить его рассуждения от 23 марта: «И вообще, скажу вам откровенно, Запад — это такая профанация, ни на что не способные люди. Сколько было пыли: да мы тут… Я, честно говоря, бояться уже начал, хоть бы до войны не дошло. Ну и что? Двадцать человек не пустят в Европу. Тех, кто вообще никогда не ездил в Европу, а часть из них, которая по своим служебным функциональным обязанностям не должна, не имеет права туда ехать. Вот это Запад».

Но запрет отдельным представителям российского истеблишмента на въезд в Европу и США — это не санкции, это символические сигналы и не более того. Россия бросила открытый вызов объединенному Западу, и тот его принял.

Назло врагам станем «самодостаточными»?

Следует отдать Лукашенко должное, много времени для осознания новой реальности ему не потребовалось. Поэтому уже в апреле в послании народу и парламенту появляется раздел «О развитии внутреннего рынка», в котором прежнее достижение (превышение внешнеторгового оборота над ВВП в полтора раза) подается как угроза: «Но, честно говоря, непонятно, чему тут радоваться! Это же огромная зависимость от состояния внешних рынков».

Освобождение от опасной зависимости главе белорусского государства видится в развитии внутреннего рынка и строительстве «экономики услуг». В качестве примера, на который следует равняться, предложено «китайское экономическое чудо».

8 мая на неформальной встрече руководителей Армении, Беларуси, Кыргызстана, России и Таджикистана в Кремле Лукашенко вынужден был признать, что «попытка надавить на Россию, естественно, отражается на нас». В качестве ответной меры он предложил преумножить «то, что у нас было, без всяких подачек или обещаний со стороны Запада» за счет мобилизации внутренних резервов.

На следующий день в Минске, отвечая на вопросы журналистов, белорусский руководитель на примере деревообрабатывающей отрасли пояснил, что конкретно следует понимать под внутренними резервами и их мобилизацией.

Все дело, оказывается, в неполной загрузке предприятий из-за конкуренции со стороны зарубежных производителей. Ликвидация этого пробела позволит «жить так, как живет Германия и другие страны.(Так вот кто оказывается белорусов в Гейропу тянет, а все кричат, что оппозиция) И тогда никто никогда не скажет об экономических санкциях, потому что мы будем самодостаточным обеспеченным народом».

«Конечно, надо шевелиться». И с этим не поспоришь. «У нас еще много неразберихи».

Какое счастье! Как тут не возрадоваться. Нам есть что улучшать. Есть, куда расти. Выражаясь языком экономистов, мы стартуем с низкой базы (организационной).

Перспектива прозябания

Представим себя на минуту идеальную картину: все, кому в Беларуси по штату положено шевелиться — шевелятся. Производственные мощности загружены на 100% (надежду Лукашенко на 120% я не рассматриваю). Хватит ли перечисленного для того, чтобы белорусы могли «жить так, как живет Германия и другие страны» и при этом не страдать от экономических санкций Запада?

Один пример. Попав под жесткие экономические санкции, Иран, один из крупнейших мировых экспортеров нефти, был вынужден импортировать бензин! Почему? Потому что современного нефтеперерабатывающего завода без кооперации с западными компаниями ни одна страна третьего мира сегодня построить не в состоянии, как не в состоянии и поддерживать его эффективную работу. «Большая химия», в частности, требует периодической замены катализаторов, а секретами их изготовления разработчики делиться не привыкли.

Если компания «Боинг» прекратит поставку запчастей для самолетов, то уже через несколько месяцев авиапарк России сократится вдвое. Проблемы при этом возникнут не только у любителей проводить свой отпуск в Анталии. Не стоит забывать, что с востока на запад Российская Федерация протянулась на 9 часовых зон.

Между прочим, проблемы могут возникнуть и у предприятий деревообрабатывающей отрасли Беларуси. Их модернизация обошлась белорусским налогоплательщикам в сотни миллионов евро. Основная статья затрат — закупка импортного оборудования. Понятно, что без тесного контакта с изготовителями поддерживать оборудование в рабочем состоянии невозможно.

Но все вышесказанное относится к уже имеющимся производственным мощностям, на которых налажен выпуск традиционных видов продукции. А как насчет прорывов в будущее? Для ответа на этот вопрос обратимся к отчету Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2012 год.

За указанный год было зарегистрировано 194 400 международных патентных заявок (Patent Cooperation Treaty). Вклад будущих учредителей Евразийского союза в этом море изобретений без специальной оптики разглядеть не так-то просто: Беларусь — 6, Казахстан — 11 и Россия — 942. Сложив и поделив, мы получим 0,49%. Красноречивый показатель, согласитесь! Есть на что опереться при переводе Евразийского союза в режим экономической самодостаточности.

У погрязших в собственных проблемах США принципиально иной показатель — 51 677 (26,58%). Далее следуют Япония — 42 787 (22,01%) и Китай — 19 930 (10,25%).

***

Еще в послании-2011 Лукашенко обвинил Запад в стремлении дестабилизировать обстановку в стране. План дестабилизации был предельно прост и уже в силу этого имел шанс на успех. Приведу его в изложении главы государства: «Если уже говорить так, по-простому, по-человечески, нас хотят заставить быть такими, как все вокруг нас, как они, в конце концов».

Можно, конечно, и дальше гордо идти своим путем, но это путь в тупик.

Об авторе

Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов «Левада-центра».