Сказка о красивом слове

На модерации Отложенный

Жили-были птицы. Жили они, как умели: в огромном дворце, порхали где хотели, меж собой дружили, голодными не сидели. Да вот беда: из дворца вылетать не разрешалось. А мир за окнами – огромный, прекрасный, манящий... И была у птиц мечта заветная: на свободу вылететь, крылья расправить и в небе высоком полетать! И вот пришли однажды добрые люди и сказали:

– Птицы, вам нужна свобода!

– Ой, как нужна! - радостно закричали птицы.

– И вы получите её! Вот только перья ваши старые сбросьте – и на свободу!

– А как же мы – без перьев-то?... – растерялись птицы.

– Перья  –  это  материальное.  Стыдно о них печалиться!  Ведь вы духом воспарите  –   свободу получите!

– А ведь и правда, стыдно. Мы же птицы: пока летаем – о высоком мечтаем! Так неужто мы за свободу наши перья отдать пожалеем!

И вот пришли вслед за добрыми людьми хитрые люди и ободрали с птиц все перья. Да только не всех этой процедуре подвергли. Хищных да крупных птиц, понятное дело, не тронули (себе дороже!), да вот еще попугаев обошли – орут больно громко, да и перья у них слишком жесткие. Такие хитрым людям без надобности: они себе хорошими, мягкими пёрышками подушки да перины набили, дворцовые покои меж собой поделили, окна во дворце растворили, да и разлеглись на перинах – благодать!  Как  прекрасна  ты,  свобода!

... Ох, и больно же птицам было, когда перья с них обдирали! Не все это выдержать смогли... Но добрые люди трупики крохотные побыстрей под цветочки прятали, а остальных утешали да подбадривали:

– Терпите, ведь страдаете вы не попусту, а за самое главное! СВОБОДА ждёт вас, а ради неё никакие жертвы не тяжелы!

И распахнулись наконец дворцовые двери... Вот он, мир огромный – лети и радуйся! Хищные птицы сразу ввысь воспарили – благодать!  Как прекрасна  ты,  свобода!

Только все остальные встали у ворот растерянно: новая-то беда горше старой оказалась – без перьев не летается, даже крыльев не поднять! А духом не воспарить, когда крылья опущены...  Где  же  ты,  мечта-свобода?

Ковыляют птицы, волочат крылья по земле и плачут горько: по друзьям сгинувшим да по перьям былым убиваются. Нахмурились добрые люди да давай птиц стыдить:

– Глупые вы, жалкие, и интересы у вас низменные! Нашли о чем плакать – о друзьях да о перьях! Друзья как герои погибли, а о перьях и думать нечего! Мы вам взамен их свободу подарили, а вы ноете!

– Нет, что-то здесь не то... Какая же это свобода, если мы летать не можем?

– робко заметили птицы. – Разве это  жизнь – без полетов? Плохо нам...

– Это что ж вы такое несете? – осерчали добрые люди. – Как это – плохо?! Вам что, лучше было летать взаперти, чем ковылять да ползать вволю на свободе?

– Кажется, да... – тихонько признались птицы. – Летать всё равно лучше, чем ползать...

– Так вот вы как! Недостойны вы наших стараний оказались... Так знайте: раз вы не любите свободу больше всего на свете, вы перестали быть птицами!

– Мы перестали ими быть, потому что у нас отобрали крылья! – возразили птицы. – И не надо врать – НИКАКОЙ свободы взамен мы не обрели: она досталась лишь хитрым да хищным... Была свобода для нас мечтой, а стала – пустым словом.

– Какие же вы тупые... Зато слово-то какое красивое!

– Неправда! – закричали птицы. – Не мы тупые, а вы слепые! Да как же вы не видите – не свободны мы сейчас! Нам для свободы настоящей высокие полеты были нужны – в небе, в мире огромном! А вы нам вместо полетов слово пустое суете - красивое, как пузырь мыльный с его сияньем призрачным да дутым...

Помолчали птицы и добавили горько:

– Мы все потеряли, и ничего не приобрели. Было счастье малое, не стало никакого.

– Вот в том-то и беда, что уж больно малым ваше счастье было!

– А может, беда настоящая в том, что никакого не стало?  В том, что мы дом родной и друзей своих навек потеряли? В том, что прошлое растоптано, а светлого будущего нам уже не дождаться?

– Да ... – уныло сказали добрые люди. - Не поняли ... 

***

А что же дальше с теми птицами стало? Разошлись их пути-дорожки, да и сами они давно уж не те... Многие стали добычей хищных птиц или тихо сгинули от холода, голода, да тоски по дому, навеки утраченному. Кто-то норку вырыл да пушком оброс, живет себе потихонечку... У кого вместо перьев былых шерсть отросла, а крылья ненужные в когтистые лапы обратились: вот и стали они друг друга когтями рвать, свои территории отвоёвывать. А иные прослышали, что за синими морями, за дальними лесами источники целебные есть, от которых перья вновь отрасти могут, да и поковыляли источники те искать. Может, кто и нашел!

Зато попугаи довольными остались! А как же иначе – они-то больше всего на свете чужие слова повторять любят, а тут вон какое красивое слово попалось! Так и твердят до сих  пор: «Нам давали свободу!!! Вам давали свободу!!! Отбирают свободу!!!» Ну да какой с них спрос, с попугаев ...